издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Земную жизнь пройдя до половины...»

Алексей Третьяков в пространство художественного Иркутска ворвался стремительно. Участие в конференции «Молодость. Творчество. Современность» сделало его, жителя города Саянска, известным в областном центре, позволило организовать персональные выставки в городах Саянске и Братске. В эти дни в художественном музее имени Сукачёва на Карла Маркса вновь проходит его персональная выставка, вызвавшая неподдельный интерес к ней художественной интеллигенции города.

Алексей Третьяков учился в Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище, стал офицером, начал служить в армии, но притяжение детства, стремление рисовать что угодно и на чём угодно победило, он выбрал для себя путь свободного художника. Пробовал совмещать работу и учёбу в Иркутском художественном училище — не получилось, ритмы современной жизни не позволили молодому человеку успевать везде.

Училище он оставил. Третьякова часто упрекали в том, что у него нет специального образования. Алексей самостоятельно начал изучать историю изобразительного искусства, стал весьма компетентен в этой области знаний. Когда резюме и работы он отправил в Миланский институт современного искусства, получил приглашение преподавать там на любой интересующей его кафедре и удобном для него языке. Оказывается, не только образование, но и талант нужен. На фестивале современного искусства в Иркутске у него единственного были отобраны работы на персональную выставку в Бруклин.

Вспоминаются сожаления иркутского художника Петра Ончукова, который говорил о том, что пытается забыть всё, чему учился, академические знания мешают непосредственно воспринимать мир. Кажется, у Алексея Третьякова такая непосредственность сохранилась. Начинал он как вполне реалистический художник, но вскоре резко изменил свои художественные пристрастия.

Выставка Алексея разнообразна, преобладают на ней портреты — редкий в наше время жанр. Третьякову интересен каждый человек, но так получилось, что большинство своих работ он посвятил изображению поэтов, писателей, художников — одним словом, известных в Иркутске людей, отличающихся непростым внутренним миром. Внешнее сходство с портретируемым иногда бывает поразительным, в других случаях изображение лишь отдалённо напоминает героя портрета. Зависит это от схожести внутреннего состояния человека с его внешностью. Известно, что многие умеют носить маски, и так искусно, что меняют их при каждом необходимом случае.

Проявление характера человека, его основного психологического жеста стало задачей, которую ставил перед собой художник. Например, у писателя Виталия Диксона на портрете ярко выражен саркастический ум, которым он отличается, у поэта Андрея Богданова — его лукавство и ироничность. Поэты Андрей Тимченов и Олег Кузьминский открыты для зрителей, а Марина Акимова соединила в себе облик девушки прошлого и настоящего веков.

На открытие выставки пришли многие прототипы работ Алексея Третьякова. Некоторые были не согласны с тем, как их увидел художник. Но из истории мы знаем обиду великой актрисы Ермоловой на Валентина Серова за то, как он написал её портрет. Шли годы, Мария Николаевна всё более стала походить на гордую, стареющую женщину, какой запечатлел её художник. Может быть, с портретами Третьякова тоже со временем произойдёт подобная метаморфоза. Кто знает?

Среди художественных работ на выставке представлены и фотопортреты Третьякова — это снимки, сделанные для проекта «Женщины ХХI века». Первой отважилась позировать фотохудожник Марина Свинина, далее последовали портреты директоров краеведческого и художественного музеев Людмилы Колесник и Елены Зубрий. На портретах изображены наши современницы — политики, общественные деятели, актрисы, музыканты.

В фотопортретах Алексей продолжает тему, начатую в художественных работах. Он не пытается сделать своих героинь красивее, моложе или эффектнее, чем они есть на самом деле, суть его работ — во внутреннем мире этих женщин, умении прочитать судьбу каждой, выразить то, что ими прожито и пережито. Его героини — успешные женщины, но к этому успеху каждая шла своим путём, для кого-то он был тернистым. Третьяков видит это, поэтому в некоторых работах чувствуется внутренний конфликт, сосредоточение на глубоких и серьёзных мыслях.

Художник работает напряжённо, он успевает выполнять в Саянске архитектурные и дизайнерские заказы, заниматься бизнесом. С ним можно не быть знакомым, но стоит посмотреть на его автопортрет, и многое становится понятным. Руками, скрещёнными на груди, он будто закрывает сердце и открывает его для тернистого пути творчества. Всё так, как писал великий Гёте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…».

НА СНИМКЕ: Алексея Третьякова поздравляет писатель Виталий Диксон

Фото Владислава ЗАРИ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры