Долг платежом красен
Вы никогда не задумывались о том, что долги нужно отдавать? Я вот, например (как и всякий журналист), только об этом и думаю. При принципиальном неприятии банковской кредитной системы ты всё время кому-то должен или кто-то должен тебе. Факт отдачи долга превращается в маленький праздник, причём нет особой разницы — ты ли отдаёшь или тебе возвращают. Сам факт укрепляет веру в людей и надежду на стабильное финансовое будущее.
На днях Россия устроила маленький праздник Парижскому клубу, выплатив до копейки долги бывшего СССР. Всего Внешэкономбанк по поручению Минфина России перевёл 17 странам Парижского клуба 21,3 миллиарда долларов. Такие успехи финансовой политики Минфина неразрывно связаны с ценой на нефть. Как справедливо заметил Александр Поливанов, обозреватель ресурса Lenta.ru, европейцам просто возвращаются их же деньги, поскольку крупнейшими потребителями отечественной нефти Urals являются страны Европы.
Вообще, внешний долг России — это материя замечательная. Это цена, которую заплатила страна за десятилетие без-временья. Вот динамика формирования российского долга: в 1985 мы (СССР) были должны миру 20 млрд. долларов. Какие мы, чёрт возьми, были наивные люди! Мы бичевали Брежнева и Горбачёва за развал сельского хозяйства и экспорт зерна из Канады… В 1991 году внешний долг России составил 32,1 млрд. долларов, через год вырос до 67 — и понеслось. Долг вырос до 107,7 (1993), 112,7 (1994), 119,9 (1995) и, наконец, до 167 миллиардов в 1999 году. Бешеный рост объяснялся тем, что Россия была не в состоянии платить не то что долги — обслуживать проценты по долгам, и в счёт выплаты процентов увеличивала и увеличивала сумму долга. Вместе с суммой увеличивался процент — и всё продолжалось заново. России оставалось надеяться на то, что добрые кредиторы спишут накопленные долги, как они списываются нищим странам Африки, или на чудо.
Чудо случилось. Сказочная удача в виде роста цен на нефть, превысившего самые осторожные ожидания, позволила нам выйти из долгового пике. В течение января — сентября 2005 года внешний долг России сократился с 105,6 млрд. до 81,4 млрд. долларов, а к апрелю 2006 года — до 69,7 млрд. долларов.
21 августа было объявлено, что Внешэкономбанк перевёл на счета стран-кредиторов 1,27 миллиарда долларов в качестве плановых платежей и 22,47 миллиарда долларов в счёт досрочного погашения и полностью рассчитался со странами Парижского клуба кредиторов. С рядом стран Россия рассчиталась не наличными, а бартером: Португалии в счёт долга будут поставлены российские самолёты Бе-200, Финляндии досталась некая «высокотехнологичная» продукция на 30 миллионов долларов (совершенно случайно как раз в эти августовские дни делегация ВВС Финляндии должна посетить гарнизон Кубинка, где представители финских ВВС ознакомятся с самолётами Су-27 и МиГ-29).
Кстати, долги Парижскому клубу ещё не весь внешний долг России. Общая сумма внешнего долга по-прежнему превышает 50 млрд. долларов, остаётся задолженность Лондонскому клубу в 31,2 млрд. долларов, которая в своё время была оформлена в еврооблигации (евробонды) — то есть в ценные бумаги, которые страна может выкупить на рынке в любой удобный для неё момент. Экономисты оценивают резкое сокращение российского внешнего долга как одно из самых позитивных экономических событий последних лет. Тем не менее остаётся один, но живо-трепещущий вопрос: если победа над внешним долгом произошла исключительно за счёт нефтяных денег, что будет с финансовой стабильностью в стране после того, как волшебный нефтегазовый фонтан иссякнет?