издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Управляемая несостоятельность

Администрация Иркутской области отчаялась получить согласие на передачу из федеральной в областную собственность государственных пакетов акций Осетровского речного порта, Киренской и Алексеевской речных баз флота и намерена получить контроль над ними посредством процедуры управляемого банкротства. В среду на рабочем совещании у губернатора руководителям предприятий посоветовали подать в арбитраж заявления о признании компаний несостоятельными. Региональные власти полагают, что область должна контролировать эти процессы через арбитражных управляющих, кандидатуры которых пока не называются. Однако уже сейчас ясно, что в борьбе за контроль над речными предприятиями у властей есть конкуренты. Все три компании имеют в судах иски о признании банкротами. Более того, на Алексеевской РЭБ с марта введена процедура внешнего наблюдения. Эксперты убеждены, что интерес к речным транспортным активам области подогревают контракты на перевозку грузов для строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Получение в региональную собственность контрольных пакетов акций отягощённых многомиллионными долгами ОАО «Осетровский речной порт» (ОРП), ОАО «Киренская РЭБ» (КРЭБ), ОАО «Алексеевская РЭБ» (АРЭБ), наряду с ОАО «Тулунский гидролизный завод» (ТГЗ) и ОАО «Бирюсинский гидролизный завод» (БГЗ), было одним из пунктов обращения, которое было направлено в адрес президента РФ накануне состоявшегося 16 апреля референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В июне БГЗ и ТГЗ перешли под контроль администрации Приангарья, а будущее речных предприятий осталось на усмотрение Минтранса РФ. И федералы пока не спешат расставаться с проблемными речными активами.

Нефтяной оборот

[ title=»Цифры» pos=»abs» width=»40%»]
В Иркутской области в состоянии банкротства находится около 2 тысяч предприятий. Из них 1,2 тыс. — отсутствующие должники. По оценкам и.о. заместителя начальника УМНС по Иркутской области Екатерины Вохминой, реестр предприятий региона содержит порядка 3,5 тыс. предприятий-«пустышек», которые должны быть ликвидированы.

Кризис на предприятиях верхней Лены продолжался в течение восьми лет. Основной доход компании получают от перевозки грузов северного завоза на территории Иркутской области и в Якутию. Но в последнее время их объём резко сократился. Некоторый всплеск активности наблюдался в 2001 году. Тогда грузооборот увеличился на период ликвидации последствий наводнения в Ленске. Но нынешний год речники считают переломным. Это связано с проектом строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). По словам генерального директора ОРП Василия Толмачёва, в перспективе компания «Транснефть» намерена перевозить по Лене не менее 1600 тыс. тонн грузов в год. Это почти в два раза превышает нынешний грузооборот, который обеспечивают местные компании. Кроме того, загрузку речных предприятий могут обеспечить нефтяные компании, занимающиеся разработкой месторождений на севере области и юге Якутии. В нынешнем году ОАО «Сургутнефтегаз», по данным Василия Толмачёва, намерено перевезти по Лене не менее 600 тыс. тонн, а ОАО «Верхнечонскнефтегаз» — 100 тыс. тонн.

Уже в нынешнем году ОРП, КРЭБ и АРЭБ получили чистую прибыль. Между тем все компании имеют долги. Кредиторская задолженность Осетровского речного порта при чистой прибыли за семь месяцев 2006 года 10 млн. рублей, к примеру, составляет 456 млн. рублей. Из них недоимка 181 млн. рублей, она сопоставима с размером штрафных санкций. Задолженность Алексеевской РЭБ составляет 240 млн. рублей, треть из них приходится на обязательства перед поставщиками. Кредиторская задолженность Киренской РЭБ составляет 521 млн. рублей, из них 230 млн. — по налогам, а 209 млн. — штрафные санкции.

По словам и.о. заместителя начальника управления налоговой службы по Иркутской области Екатерины Вохминой, в среднем до 70% задолженности предприятий приходится на долги перед государством. Это создаёт для них определённые неудобства в виде арестованных счетов. Все эти компании уже давно являются потенциальными банкротами. В 2004 году ими были нарушены графики реструктуризации налоговых платежей, и УМНС имело законное право подать заявление о признании их несостоятельными. Однако несколько лет назад предприятия были включены в список стратегических, и их банкротство не приветствовалось.

Тем не менее 2 марта нынешнего года процедура внешнего наблюдения всё-таки была введена на Алексеевской РЭБ. По словам генерального директора предприятия Николая Лотарева, сегодня компания занимается реструктуризацией непрофильных активов. А профильную деятельность ведёт через оператора. Им является компания «Алмаззолотокомплект». Она так же, как и «Нафтасиб-Иркутск», крупнейший партнёр АРЭБ.

Самобанкротство

По словам Василия Толмачёва, сегодня Минфином рассматриваются два варианта стабилизации ситуации на предприятии: отдельным постановлением правительства реструктуризировать долги либо инициировать регулируемое банкротство. К 1 сентября совету директоров компании предстоит остановиться на одном из двух. Был ещё и третий — создание на базе активов ОРП дочернего предприятия, свободного от долгов, но он «отвергнут в Москве», рассказал Толмачёв.

В администрации Иркутской области мнения на предмет эффективности имеющихся вариантов вывода предприятия из кризиса расходятся. По мнению заместителя главы региональной администрации Сергея Кыштымова, необходимо дождаться постановления правительства. «В случае принятия решения о реструктуризации задолженности компания получит возможность списать штрафы и пени, а это значительная часть долга», — сказал он. Руководитель правового департамента Артём Кудашов, напротив, считает, что правительство такого решения не примет и оптимальным выходом из положения является управляемое банкротство. Этого же мнения придерживается губернатор Александр Тишанин. В итоге на совещании 16 августа руководству ОРП было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании предприятия несостоятельным.

Как пояснил позже «Конкуренту» один из сотрудников УМНС, комментируя необходимость должнику самому заявить на себя, это обусловлено тем, что ему самому же и придётся предлагать кандидатуру арбитражного управляющего. «Можно найти человека, который будет работать в интересах региона», — отметил он. В случае, если заявителем выступят налоговики, арбитражного управляющего по условиям банкротства стратегических предприятий будут предлагать федеральные чиновники. В то же время наш собеседник отметил, что юридического термина «управляемое банкротство» не существует, как не существует общепринятой модели его проведения: «Здесь всё достаточно субъективно».

Управлять процессом банкротства ОРП могут и частные кредиторы. 6 сентября арбитражный суд Иркутской области должен будет рассмотреть исковое заявление никому неизвестной компании «Омега», купившей часть кредиторской задолженности ОРП. По данным участников совещания, за нею стоят зарегистрированные в Москве «Алмаззолотокомплект» и «Нафтасиб-Иркутск». Однако глава «Алмаззолотокомплекта» Сергей Белозёров отрицает причастность своей компании к таинственному истцу. «Омега» также фигурирует в числе трёх кредиторов Киренской РЭБ и, по информации Екатерины Вохминой, является заявителем в арбитраже с намерением признать КРЭБ банкротом.

Генеральный директор КРЭБ Сергей Паульзен считает, что банкротство позволило бы компании заморозить долги. Однако инициированная предприятием судебная процедура была прекращена. Сергей Кыштымов считает, что самая сложная ситуация сложилась именно на Киренской РЭБ и банкротство здесь неизбежно. Комментируя итоги совещания, губернатор заявил, что общий подход к решению проблем речных предприятий был найден: «Теперь надо, чтобы не было шатаний!». Александр Тишанин убеждён, что освоение месторождений полезных ископаемых на севере области может обеспечить речников работой.

В свою очередь мэр Усть-Кута Владимир Сенин опасается, что с завершением строительства ВСТО и вводом в действие железной дороги, которая соединит Якутск с БАМом, речные предприятия окажутся в очередном кризисе. «На речные компании существует спрос у тех, кто собирается заработать на растущих подрядах с нефтяниками», — считает глава ООО «Осетровская судоходная компания» Николай Труфанов. Аналитик компании ИК «Финам» Владислав Кочетков отметил, что речными предприятиями региона вряд ли может заинтересоваться профильная компания федерального значения. Он также сомневается, что в речной бизнес пойдут инвестиции нефтяных компаний. «Затраты на перевозку грузов не так велики, чтобы пытаться оптимизировать их за счёт приобретения транспортных активов», — пояснил Кочетков. Он не исключает, что «бизнес интересен самим чиновникам и купить его могут дружественные им компании». В любом случае опрошенные эксперты полагают, что для столь сложных активов будет трудно найти стратегического инвестора.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры