издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не в Лондоне дело…

Несостоявшаяся атака террористов в Лондоне заставила нас в очередной раз задуматься. Задуматься даже не о бренности бытия, которое нежданно может прекратиться волею спятившего религиозного фанатика, а о том, что общество может сегодня противопоставить террористическому мышлению как социальному и политическому явлению.

Когда власти Великобритании сообщили о том, что их спецслужбы арестовали в Лондоне 24 человека, подозреваемых в подготовке терактов на авиатранспорте, отчего-то сразу вспомнились августовские события 2004 года. Когда чеченские смертницы подорвали два ТУ, никакой такой террористической сети тогда спецслужбам выявить не удалось. В тюрьму пошли спекулянт авиабилетами и сотрудник авиакомпании, за взятку нарушивший свои должностные обязанности. Но сценарий, увы, был один.

Сегодня англичане оказались проворней. Количество подозреваемых перевалило за полсотни, а в недрах спецслужб уже готовы предложения по организации специальных «мусульманских» коридоров для досмотра пассажиров. Драконовские меры по запрету ручной клади, которые сгоряча ввели в английских аэропортах в период критического уровня террористической опасности, докатились и до нас: в Домодедово на рейсах, вылетающих в США, по требованию американцев объявили гонения на все жидкости и гели. Кроме того, под запретом оказались и спиртные напитки, купленные в «Дьюти Фри»: теперь их нужно выпить до того, как пассажиры поднимутся на борт. Я не завидую персоналу авиакомпаний, летающих в США: зная слабости наших пассажиров, рискну предположить, что перелёт в компании россиян, законопослушно употребивших всё, что они накупили в беспошлинной лавке, не составит им удовольствия. Но спасёт ли это от угрозы террористических актов?

Самолёт — машина чертовски уязвимая, и даже небольшого количества взрывчатки достаточно, чтобы осуществить злодейский замысел. В косметичке у современной женщины есть ингредиенты, достаточные для приготовления взрывчатого вещества. Например, взрывоопасный аэрозоль можно получить из жидкости для снятия лака с ногтей в сочетании с упаковкой краски для волос. Немалый наступательный потенциал в умелых руках получают и бытовые отбеливатели для стирки белья. И это — если действовать только в рамках школьного курса химии и ограничивать себя широко распространёнными в быту веществами. Но в тубу из-под косметического крема можно поместить и специальную начинку, разработанную профессиональными химиками…

Помогут ли здесь тщательные досмотры, специальные «национальные» или «религиозные» коридоры? Думается, что нет. Всегда найдётся достаточно хитроумный человек, который придумает, как обойти запреты. А не придумает — так найдётся тот, кто поможет ему за мзду. Или не за мзду, а из высших, мировоззренческих соображений. Именно здесь — в мировоззрении — кроется ключ. Сегодня соприкоснулись два мира, две мировоззренческие системы, с разными идеалами, с разными взглядами на право, мораль и этику отношений. Что можем противопоставить мы слепой вере, горящей в глазах? Доброе слово? Едва ли террорист внемлет. Силу? Но для того, чтобы ответить на террор силой, нужно иметь мужество, чтобы пережить последствия её применения. Террориста, сжимающего в потной ладони пульт детонатора, и террориста с ядерной кнопкой отличает лишь масштаб и наличие возможностей — идеи могут быть одни и те же.

Проблема стыковки двух мировоззрений, сформировавшихся почти в одном месте, с разницей всего в семь веков, оказалась сложнее любого контакта с ино-планетянами. Приходит время, и каждой стране, каждой цивилизации приходится решать эту проблему заново, как говорится, с нуля. И от решения этого уравнения может зависеть не только облик завтрашнего мира, но и сам факт существования этой цивилизации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры