Народному правительству — народное доверие
Редкий россиянин сегодня не имеет претензий к власти и не ругает правительство. Но, оказывается, в стране с декабря 2005 года работает альтернативное Народное правительство, которое рассматривает всё происходящее в России с точки зрения конструктивной оппозиции и старается донести свои рекомендации не только до Белого дома, но и, прежде всего, до каждого гражданина. Сегодня мы публикуем интервью с председателем Народного правительства Геннадием Юрьевичем СЕМИГИНЫМ.
— Геннадий Юрьевич, чем подходы Народного правительства отличаются от взглядов нынешней власти?
— Впечатление такое, что наше правительство не руководит реальной страной, а играет в какую-то компьютерную игру с заданными параметрами. Оно почему-то всё время докладывает о росте благосостояния средних россиян, которые просто жаждут платить за образование и медицину, ездить по платным дорогам и строить жильё за свой счёт.
Обладая реальными правами и полномочиями, официальное правительство на самом деле управляет виртуальной Россией, созданной бюрократическим воображением и усреднённой статистическими расчётами, Россией, где нет места настоящим гражданам, их надеждам и чаяниям, их проблемам и бедам. Возможно, это объясняется ещё и тем, что само правительство давно живёт в виртуальном мире, где при весьма скромной зарплате госслужащего совершенно случайно заводятся то квартиры в центре столицы, то дома на Рублевке, а то и виллы на Лазурном берегу вкупе с солидными пакетами акций «голубых фишек».
Но в нашем государстве создано ещё одно правительство — Народное. Здесь ситуация совершенно обратная. Реальных прав и полномочий для управления страной у Народного правительства нет, зато в своей деятельности оно руководствуется видением именно реальной России, её настоящих и будущих проблем. Именно здесь знают, как обстоят дела в настоящем Отечестве, как живут настоящие, а не среднестатистические граждане. Граждане эти получают гроши, но благодаря им ещё работают библиотеки, музеи, театры и клубы, охраняются леса, бесквартирные и материально необеспеченные офицеры ещё защищают Родину… Вся жизнь страны, кроме той, что «кипит» вокруг сырьевой трубы, поддерживается россиянами практически бескорыстно. И незаметно для власти.
— В чём польза от создания Народного правительства?
— В истории имеются красноречивые примеры явной пользы такой деятельности. Если бы задолго до краха гитлеровской Германии экономист Людвиг Эрхард не разработал подробнейший план восстановления побеждённой страны, никакой «план Маршалла» не помог бы Германии столь быстро преодолеть послевоенную разруху.
Фактически Народное правительство, как врач, дежурящий у постели больного, следит за развитием болезни и готово в любой момент, как только больной решится, начать максимально эффективное лечение. Основное внимание в деятельности Народного правительства уделяется регионам, их развитию и анализу их проблем. Я побывал с рабочими поездками уже практически во всех регионах России. Народное правительство создано для защиты интересов регионов. Даже темы заседаний Народного правительства — развитие регионов, демографическая ситуация, использование финансовых ресурсов России — наиболее важны именно для регионов.
— В чём Народное правительство не согласно с тем, как работает кабинет Фрадкова?
— Мы считаем, что вложение в инфраструктуру России, в здоровье и образование её населения — увеличение национального богатства страны! Народное правительство разработало программу инвестиционного использования средств Стабилизационного фонда и золотовалютного резерва России.
Долговременные инвестиции в отечественные промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, инфраструктуру и культуру никак не раскрутят макроинфляцию.
Кому принадлежат национальные природные богатства? Народу России, разумеется! Стало быть, как государство должно распоряжаться этими средствами? Только в интересах народа! Потому сегодняшнее их замораживание есть ошибка. Политическая, экономическая и социальная.
1 триллион 350 миллиардов рублей мы предлагаем использовать для инвестирования в экономические проекты регионов. Такие же объёмы средств необходимо направить на модернизацию социальной инфраструктуры и на особые социальные выплаты. При этом стратегический резерв страны остаётся, и немаленький — целых 4 триллиона 254 миллиарда рублей. Только в понимании Народного правительства стратегический резерв России должен оставаться и работать в самой России, избавляя наши предприятия и регионы от необходимости искать заимствования за рубежом. Словом, все богатства России должны содействовать выходу из кризиса и дальнейшему процветанию именно России, а не прочих стран.
— А каковы принципы финансовой политики действующего правительства?
— В ситуации, когда Россия вышла на третье место в мире по золотовалютным резервам, действующее правительство беспомощно рассказывает, что не имеет программы применения этих средств внутри страны. Пугает население гиперинфляцией. Раньше пугало, что нет в стране денег, — беда. Теперь, когда изменилась мировая конъюнктура на энергоносители и без всяких заслуг нынешней власти Россия получила средства для качественного изменения жизни граждан и общества, правительство опять рассказывает, что много денег в стране — тоже беда. Что-то у них всё становится проблемой — и огромные территории, и богатые ресурсы, и небольшое население. Кажется, что маленькая территория без ресурсов с большим населением будет значительно лучше.
По совершенно непонятной логике правительство России вкладывает сбережения, принадлежащие, согласно Конституции, всему народу, в экономики зарубежных стран и без всякой пользы для собственных граждан.
Например, в 2005 году Россия уже вложила 76 млрд. долларов в развитие экономики США. И средства Стабилизационного фонда России, которые к концу 2006 года превысят 70 млрд. долларов, должны уйти в облигации 14 государств, основными из которых являются США и страны Западной Европы. Доходность этих вложений будет всего 3-4 процента годовых в иностранной валюте, то есть меньше, чем мы сейчас платим за новые зарубежные займы!
— Но это объясняют надёжностью вложений!
— Китай предполагает уйти от долларовых активов, эксперты Международного валютного фонда обещают резкое падение курса американской валюты — до 35%, а мы спасаем финансовую систему США, чей внешний долг уже превысил 34 трлн. долларов!
Правительство России ссылается на надёжность этих вложений, но это миф! Соглашение 1944 года, признававшее доллар США мировой резервной валютой, обязывало США обменивать доллары на золото по первому требованию. Но в 1971 году президент Никсон отказался от этих обязательств.
Так что наши управленцы складывают в закрома Родины либо резаную зелёную бумагу, либо обязательства нам ещё такой же нарезать.
— А как вы оцениваете досрочные выплаты внешнего долга России?
— А как можно оценить постоянную готовность правительства России прощать долги даже тем странам, которые вполне платёжеспособны, зато с опережением расплачиваться со своими кредиторами? За последние годы списано 40 миллиардов долларов — Монголии, Вьетнаму, даже Эфиопии, у которой золотовалютные резервы в несколько раз больше внешнего долга! Сейчас торжественно объявили, что спишем ещё 10 миллиардов Ираку, хотя у Ирака есть все шансы с нами расплатиться!
Многие из наших граждан живут не лучше, чем население Монголии или Вьетнама с Эфиопией. Так пора вернуть, наконец, долги своему населению, которые в несколько раз больше того, что Россия должна иностранным кредиторам, с которыми так трепетно расплачивается.
В январе 1992 года были заморожены вклады в Сбербанке, где в то время хранилось 320 млрд. советских рублей частных накоплений. Но в 2007 году первичную компенсацию в 1 тысячу рублей получат граждане, родившиеся в начале 50-х годов. Как можно соглашаться с такой финансовой политикой? Народное правительство считает, что приоритетны интересы граждан России, их человеческое право на сегодняшние счастье и благополучие. Мы должны поторопиться отдать долги людям, силами которых создавалось богатство страны, а не ждать, когда внутренних кредиторов станет меньше. Это безнравственно.
Далее: одна из острейших проблем нынешней России — демографическая.
— Но ведь правительство РФ объявило, что будут приняты меры для увеличения рождаемости?
— Когда говорят, что нас мало, надо ответить: для чего мало? Для нынешней сырьевой промышленности достаточно 7-10 миллионов человек. А другой экономики действующая власть не создаёт. Мы, Народное правительство, считаем, что самая страшная тенденция — это углубляющееся падение качества населения. И в этом направлении необходимо работать в первую очередь.
Что творится сегодня в России? Миллион беспризорных детей (по некоторым данным, в пять раз больше!), несколько сотен тысяч детей, не посещающих школу, два миллиона алкоголиков, из которых 60 тысяч — несовершеннолетние. Около четырёх миллионов бомжей, полтора миллиона наркоманов, 10 миллионов бывших и нынешних заключённых (за последние 10 лет 10 миллионов россиян прошли через тюрьмы!) Более 600 тысяч детей воспитываются в детских домах и домах малютки. Даже по официальной статистике, только 10% из них адаптируются к взрослой жизни. Остальные пополняют ряды бомжей, наркоманов, преступников, алкоголиков.
Разве наше правительство предложило серьёзные федеральные программы по лечению, социальной реабилитации и адаптации в обществе этих миллионов наших граждан, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы? Зачем увеличивать рождаемость в стране, где даже уже существующих граждан государство не может обеспечить работой, жильём и достойным образом жизни?
Наш подход — Народного правительства — поощрять качественную миграцию, обусловленную родством языка, культуры, образованием, квалификацией. И, поверьте, многочисленной такая миграция не будет. Но другие нам и не нужны. И в этом случае у нас есть разработанные программы действий — достаточно политической воли.
— Народное правительство, как сообщала пресса, имеет свою программу развития российских регионов. Каковы её основные положения?
— Мы считаем, что необходимо незамедлительно перераспределить бюджеты в пользу регионов и принять все меры для выравнивания условий жизни между центром и регионами, чтобы соблюсти конституционные права граждан. Наш анализ положения дел в регионах показывает, что различия в доходах граждан и обеспеченности социальными благами пока только углубляются благодаря действиям центра.
Власть продолжает выстраивать такую вертикаль, когда благополучие региона полностью зависит от центра и его расположения к первым лицам региона. При этом на места делегируется практически вся ответственность за инфраструктуру и социальную сферу, за учреждения культуры. Но это невозможно исполнять при разделении налоговых поступлений по схеме, когда в регионах остаётся не более трети. Схема, когда ответственность — на местах, а реальная власть — в центре, разрушает российскую государственность.
— Вы считаете, что действующему правительству РФ недостаёт ответственности?
— Я считаю, что об этом наглядно свидетельствуют все последние решения. Средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы — за границу, лишь бы за их использование здесь не отвечать. Миграцию — оставить практически без контроля. Государственные предприятия — продать. Инфраструктуру и социальную сферу сбросить на плечи регионов. Для решения демографической проблемы — просто раздать деньги, не решая ключевых задач. В этом и есть главное различие подходов между действующим правительством и альтернативным, то есть Народным.
С другой стороны, может, стране ещё везёт, что действующее правительство старается действовать как можно меньше. Как только оно что-то начинает делать, получается то, что получилось с инициативами на алкогольном рынке. Борьба здравого смысла с глупостью — трудный процесс. В этом году правительство собиралось заработать на спиртном более 60 млрд. рублей. По самым предварительным подсчётам, уже недобрано 5 млрд. Зато за пользование программой «Атлас» получается выплат примерно на 1 миллиард 260 миллионов рублей в год. И эти деньги, как и свои убытки, торговля обязательно компенсирует за счёт граждан.
Но самый тяжёлый итог этих инициатив — резкое увеличение подпольного производства алкоголя, от которого, по разным данным, в год и так умирает до 70 тысяч человек и в несколько раз больше становятся инвалидами.
— По мнению Народного правительства, есть ли у России будущее, как у великой энергетической державы?
— Мы объявили себя великой сырьевой державой. 65% российского экспорта и 50% бюджета зависят непосредственно от нефти и газа. Но страны «Большой семёрки», Евросоюз, всё равно не допустят зависимости от России. Во Франции 80% электроэнергии уже дают атомные станции. И ЕС, и США открыто объявили о планах перехода на альтернативные источники энергии, и в ближайшие десятилетия они с этой задачей справятся. Будут усовершенствованы водородные, солнечные двигатели, двигатели на растительном сырье. И наши попытки построить великую Россию на сырье приведут нас к экономическому краху — Народное правительство об этом говорит открыто.
Сейчас мы уже всецело зависим от импорта ширпотреба, автомобилей, бытовой техники, продовольствия. Это добивает отечественные предприятия и разрушает основы безопасности страны. ВВП растёт за счёт экспорта страны и перепродажи внутри России импортных товаров. Это — путь в никуда. Попытки действующего правительства создать несырьевую экономику пока декоративны — для этого необходимы все ресурсы страны. А они, как я уже говорил, работают на заграницу. У Народного правительства есть детальные программы действий по выходу из кризиса, которые, мы надеемся, будут востребованы.
— Как вы оцениваете сотрудничество России и Китая?
— Как попытку опять же сдать всё, что можно, в аренду, чтобы самим не работать и ни за что не отвечать. Как ещё можно оценить идею сдать миллион гектаров тюменской тайги под вырубку, чтобы самим не строить целлюлозно-бумажный и деревообрабатывающий комбинаты? Что, у нас денег нет? Есть! Или много лишнего леса? Но, по данным Всемирного фонда дикой природы, биологический баланс сибирской тайги может необратимо нарушиться из-за несанкционированных вырубок уже в ближайшие пять лет. А наш Рослесхоз выразил готовность предоставить китайской стороне «любую информацию о запасах древесины в России и способах её освоения». Весь лес будет поступать на китайский рынок, работу также получат китайцы, а что получит Россия?
Останется ли после китайского «освоения» на этом миллионе гектаров хотя бы слой почвы? Ведь в Китае с почвой тоже беда, там после массовой вырубки своих лесов начались пыльные бури.
И такие решения принимаются, хотя, по экспертным оценкам, потенциал лесной отрасли России составляет 100 млрд. долларов в год, и лесная отрасль могла бы приносить России не меньше валютной выручки, чем нефтяная.
Вполне возможно, что будут сданы в аренду китайцам и сотни тысяч гектаров в Свердловской области — для развития сельского хозяйства. А кто гарантирует, что хотя бы после 49 лет аренды нам эту землю вернут?
Наши обязательства поставлять в Китай газ, нефть и электричество, которые ещё непонятно откуда возьмутся в таком количестве, никак нельзя считать полезными для России, если только основная цель нашего правительства — не развитие КНР. Народное правительство считает, что в сотрудничестве с Китаем нужно руководствоваться прежде всего собственными интересами и не стесняться этого. А отдавать этому соседу своё сырьё и покупать у него готовые товары — не в интересах России. Сырьё нам самим пригодится, и товары пора производить свои.
— Считает ли Народное правительство, что качество жизни в России улучшается?
— Именно Народное правительство не побоялось назвать вещи своими именами — у власти нет чёткой, понятной, осуществимой и уже осуществляемой программы решения жилищных и социальных проблем.
В неблагоустроенных квартирах проживает около 40 миллионов человек, 5 миллионов россиян выживают в аварийном фонде, а ещё несколько миллионов попросту бомжуют.
Уже сейчас физический износ сетей ЖКХ доходит до 80%. Всё это происходит не в условиях войны или стихийных бедствий, а в стране с профицитным бюджетом. Получается, что наши сограждане должны уметь выживать в первобытных условиях и в любой момент быть готовыми к исчезновению признаков цивилизации.
Введение 100%-ной оплаты жилья при небывалом росте тарифов, проведение капитального и текущего ремонтов за счёт самих жильцов, требование обязательного страхования и взимание налога, исчисленного из рыночной стоимости жилья, разорят миллионы семей. А за неуплату последует выселение. Как это можно себе представить в стране, где на среднюю пенсию или даже зарплату выполнить все эти требования государства просто нереально?
Государственные программы, призванные помочь обзавестись желанными квадратными метрами, рассчитаны на обеспеченных людей и коснутся небольшой части населения. Ипотечное кредитование по карману от силы 5-10% россиян.
Если мы живём в правовом государстве, то каждый гражданин должен получать то, что ему гарантировано Конституцией и законами, вне зависимости от того, может ли он сам отстоять свои права. Есть предназначенные для этого государством люди и организации, которые должны спасать, лечить, поддерживать и опекать. Но на практике каждая бабушка должна иметь достаточно сил и здоровья, чтобы добраться до собеса, высидеть или выстоять во всех очередях, собрать все справки. Она должна ещё и разбираться в законах, вплоть до подзаконных актов и постановлений местных властей, чтобы отстоять свои права, чтобы правильно всё посчитали, не «забыли» о надбавках и льготах.
В кулуарах питерского саммита было сказано, что повысятся цены на электроэнергию для внутреннего рынка, грядет рост цен на бензин.
Бюджетный набор в вузы только в этом году сократился на 10%.
Весь мир перенял советский опыт профилактических медицинских осмотров, а мы от него отказались, и в трудоспособном возрасте умирает 46,2% из всех мужчин и 14% из всех женщин.
Треть российских населённых пунктов не обеспечено вообще какой-либо связью. Чтобы дороги дошли до каждой деревни, нынешних темпов строительства потребуется ещё на 100 лет. 10% российского населения проживает в условиях полного бездорожья, это 15 миллионов человек.
Всё это — печальные факты, о которых знает Народное правительство. И хотя мы подтверждаем, что за последние годы в России средние зарплаты и пенсии подросли, но цифры, скорее, лукавы, как средняя температура по больнице. Государство не исполняет перед своими гражданами элементарных обязательств. Правительство РФ, чиновники, которых мы фактически наняли, чтобы они управляли страной в наших интересах, управляют в чьих угодно интересах, только не в народных.
— На что же надеяться россиянам?
— Народное правительство ведёт тщательный мониторинг ситуации в стране и отмечает, что наши граждане перестали полагаться на власть. Всё больше инициатив «снизу». Люди объединяются, чтобы улучшать свою жизнь. Строят жильё, например. В 1985 году сами граждане строили лишь четыре жилых метра из сданных 100, а в 2005-м — уже 40. Строят даже дороги, поддерживают школы, больницы, дошкольные учреждения, культурные центры. Если выживают наши старики и инвалиды на нищенские пенсии — это помощь родных, близких и благотворителей. Идёт массовый «бартер» взаимных услуг. И это двоякая ситуация. С одной стороны, правильно, что люди учатся решать свои проблемы сообща. С другой стороны — это оценка работы действующей власти.
Такое развитие событий неминуемо приведёт к тому, что россияне начнут строже и ответственнее относиться к избранию представителей власти. Мы все живём здесь, хотим жить здесь, в России, и считаем, что эта жизнь должна быть достойной. Это наша страна, и мы не желаем сдавать её в аренду.
Хотя Народное правительство не имеет власти, мы менее чем за год осуществили в регионах более 370 малых социальных проектов — благоустраивали, ремонтировали, помогали школам, детским домам, поликлиникам и больницам. В большинстве случаев это была поддержка тех самых народных инициатив. Это естественно, мы же Народное правительство.
— Куда же девать действующее правительство?
— Мы не будем призывать к жёстким мерам против министров-виртуалов из ныне действующего правительства. Пусть создадут себе где-нибудь в Интернете виртуальную страну со своими правилами да и управляют ею в своё удовольствие. А реальная Россия нуждается в реальном правительстве. И Народное правительство готово взять на себя всю полноту ответственности.