«С неба на землю»
С таким названием в музее-усадьбе Владимира Платоновича Сукачёва открылась немецкая выставка фоторабот. Открывал её посол Вальтер Юрген Шмид, который говорил, что Дни культуры Германии в России не случайны, они укрепляют дружбу между нашими народами. «На выставке, - продолжал господин Шмид, - представлено много фотографий Дрездена, разрушенного американцами во время второй мировой войны. Мы должны помнить об этом, чтобы не повторялись трагические страницы истории наших государств».
Дрезден, запечатлённый на чёрно-белых фотографиях, — свидетельство чудовищных разрушений февральской ночью 1945 года. «Несравненная красота, — говорил об этом городе выдающийся немецкий писатель Эрих Кенстнер, — однако понадобилось всего пара часов, чтобы она, словно по волшебству, была сметена с лица земли».
«Словно по волшебству» — определение, которое не слишком годится для военной операции, но теперь, спустя десятилетия, эти слова по отношению к архитектурному облику города приобрели совершенно новое звучание. С восстановлением разрушенной почти до основания церкви Фрауэнкирхе «несравненная красота» и в самом деле «словно по волшебству» вновь сделалась частью городского пейзажа, а фактически заново воссоздала его.
Кроме видов Дрездена, на выставке представлены старинные документальные фотографии многих других городов Германии. Сняты они с воздушного шара энтузиастом Эрнстом Вандерслебом. В 1908 году вместе с другими любителями воздухоплавания он основал клуб, который стал для него не только спортивным, но и профессиональным увлечением. Защитив диссертацию, в 1910 году он поступил на работу в известную оптико-механическую фирму «Карл Цейс» в Йене. Его работодатель был заинтересован в том, чтобы Вандерслеб испытывал цейсовские объективы в сложных условиях. Съёмки с воздушного шара представляли для этой цели прекрасные возможности.
Во время полётов на воздушном шаре Вандерслеб был вооружён самой современной на тот момент фототехникой. С помощью пластиночного фотоаппарата и, как правило, знаменитого объектива «Тессар», который «Карл Цейс» потом продавал по всему миру как «орлиный фотоглаз», он сделал более четырёхсот фотографий. Своих друзей-воздухоплавателей Вандерслеб также просил фотографировать с воздуха, он собирал фотографии, сделанные с воздушного шара, дирижабля, а позже и с самолёта. Так возникла коллекция, в которую входит около восьмисот фотографий, — наверняка одно из крупнейших собраний аэрофотографий периода до первой мировой войны.
Поскольку полёты происходили, как правило, в Тюрингии, на большинстве снимков запечатлены виды нынешних федеральных земель — Тюрингия, Саксония и Саксония-Ангальт. Бывали также полёты на Рейн, в Эмсланд, на Балтику, в Боварию и Богемию. Вандерслеб фотографировал не только туристические достопримечательности: замки, дворцы, исторические рыночные площади, но и маленькие городки, деревни, хутора, промышленные объекты, предприятия горной промышленности и сельскохозяйственные угодья, природные ландшафты, облака, а также сами воздушные шары. Так сложилось уникальное собрание фотографий, большинство объектов вообще впервые было снято с воздуха. Поскольку Вандерслеб был фотографом-профессионалом, большинство снимков отличаются прекрасным качеством — неважно, были они сделаны с малой или большой высоты.
Особый интерес у зрителей вызывает изображение городка Цербст, в котором с 1742 по 1744 годы жила принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, ставшая впоследствии императрицей Екатериной Великой. Существенную роль в развитии российской науки сыграл саксонский город Фрайберг, где Михаил Васильевич Ломоносов занимался металлургией и химией. Всемирную известность Фрайберг завоевал благодаря основанной там в 1765 году Горной академии, которая стала первым в мире высшим учебным заведением горного профиля. Лейпциг знаменит не только как центр ярмарок, торговли и книжного дела, но и как арена «битвы народов» 1813 года. После отступления из России армия Наполеона была разгромлена под Лейпцигом при участии российских войск, её остатки бежали во Францию.
«Сентиментальное путешествие над Германией» в фотоработах было сделано сто лет назад, но и сегодня снимки производят сильное впечатление — в этом можно убедиться, посмотрев на их увеличение, специально сделанное для выставки.
По материалам Хайнца Петера и Луизы Грундманн текст подготовила
Светлана ГРИГОРЬЕВА