Нам не жить друг без друга
Жизнь теряет всякий смысл, если перестаёт приносить удовольствие. Женщина, о которой хочу рассказать, идёт по жизни, словно над ней всегда только ясное, безоблачное небо. На самом деле это далеко не так. Но она, умеющая помогать другим, всем своим видом даёт понять, что в чужой помощи не нуждается. Собственные горести, подчас трагические, она умеет скрыть за шуткой, метким, с юмором сказанным словом. Умеет брать от жизни все её краски, свет, солнце, тепло, преданность друзей, восхищаясь и радуясь каждому новому дню. Не принято говорить о возрасте женщины вслух, поэтому и я о нём умолчу, тем более что к предстоящему юбилею она и сама относится с юмором, говоря коротко и просто: «Не верю!» Да и никто не верит!
Галина Мерецкая — актриса, заведующая труппой Иркутского академического театра им. Н.П. Охлопкова. Стройная, подтянутая, с прямой, как струна, спиной, энергичная, темпераментная, когда она проходит мимо, мужчины оборачиваются вслед.
Есть женщины, которые не увядают, которые всегда молоды, красивы, привлекательны и в их глазах светится жизненный огонь и энергия. Она из таких. А ещё одно из замечательных качеств Галины Ивановны — готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. И верность. Верность друзьям, себе, своему делу. Этим делом для неё всегда был и остаётся театр. В каком бы качестве она ни выступала — актрисы, заведующей труппой, бессменным председателем профсоюзного комитета на протяжении многих лет, — любую работу она делает честно, последовательно, ответственно. Здесь следует сделать небольшое пояснение для людей непосвящённых. Есть в театре такая должность: заведующая труппой. Должность хлопотная. Именно зав. труппой осуществляет посредничество между дирекцией театра, худ. руководителем и актёрами, составляет график репетиций и спектаклей, назначает на вводы, вызывает актёров на сбор труппы, на читки пьес. Должность эта требует собранности, терпения, умения гасить конфликты, беречь атмосферу доброжелательности, творческого настроя. А ещё увлечённости тем, что происходит на сцене. Галина Ивановна обладает всеми этими качествами.
Я поговорила с актёрами труппы и вот что услышала о ней от её коллег.
Татьяна Двинская, засл. арт. России: «К ней всегда можно прийти и поплакать в жилетку, поговорить о жизни, посоветоваться. Она умеет выслушать. Она очень располагающий, контактный, приветливый человек, умеющий находить общий язык и с теми, кого знает много лет, и с теми, кого встречает впервые».
Людмила Слабунова, засл. арт. России: «Человек она отзывчивый и надёжный. Что касается её ролей, то я могу сказать, что до сих пор помню её переводчицу из спектакля «Гнездо глухаря» Виктора Розова в постановке Георгия Жезмера. Эта роль просто врезалась мне в память, замечательная была работа, интересная, яркая, органичная, и критика её отмечала, хвалила очень».
Елена Мазуренко, засл.арт. России: «Она для меня до сих пор просто Галка. В дружбе с нею прошла моя молодость. Вспоминаю их приезд с мужем в театр в 1970 году. Он — старше её и, как мне показалось тогда, на первый взгляд, не очень привлекательный. И рядом она — красивая, стройная и очень молодая в жёлтых модных брюках. Мы познакомились и подружились. Виктор Борисович оказался замечательным человеком, добрым, чутким, терпеливым, внимательным, интересным актёром. Он очень любил Галку, просто боготворил, баловал, и всех, кого любила она, любил и он. Все остальные были дополнением к ней, его дорогой, единственной Лапе, как он любил её называть. Её друзья всегда могли прийти в их дом, такой гостеприимный, уютный, радушный и открытый. И он, и Галка любили угощать. «Девчонки, кушайте», — говорил он и щедрой рукой подкладывал в тарелку гостю что-нибудь вкусненькое. И ещё просил нас петь. Мы пели. И было так хорошо. Мы с радостью воспринимали эту жизнь, ведь мы были молодыми. Жизнь течёт как река, унося за собой печали и радости. И когда ты смотришь на её исток, к тебе возвращается то ощущение молодости, когда всё только начиналось…»
Анатолий Стрельцов, директор театра: «Галина Ивановна — справедливый человек. Она, как беспокойная мать, носится с актёрами труппы, знает о каждом всё до мелочей, жалеет их, защищает, отстаивает, когда это необходимо. Но когда нарушается дисциплина, здесь она неумолима и строга. Мне нравится её отношение к работе. Я её ценю и уважаю».
Возвращаясь к ролям Галины Ивановны, хочется вспомнить работы, оставившие большой след в памяти зрителей. Это и роль Раисы — разлучницы из спектакля Владимира Гуркина «Любовь и голуби», и роль матери из спектакля «Гарольд и Мод» К.Хиггинса и Ж-К.Каррера, и Эвридика из «Антигоны» Ж. Ануя, и миссис Хиггинс из спектакля по пьесе Б.Шоу «Пигмалион». Все они очень разные, но их объединяет одно — эти героини стремятся к любви деятельной, активной. В какой-то степени этими качествами актриса наделяет все свои образы, разумеется, каждый раз по-новому. Врождённое чувство безупречного вкуса, меры, своё видение образа и костюма, в который должен быть её персонаж, — это также неотъемлемая черта Галины Ивановны. А ещё она всегда в гармонии с собой, всегда женственна, корректна и приветлива.
Дорогая, очаровательная Галина Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем и желаем ещё долго быть такой же красивой, яркой, жизнелюбивой и дарить своё творчество, любовь и радость людям!
На снимке: сцена из спектакля «Пигмалион» по Б. Шоу (в центре — Галина Мерецкая)