Фильм, который надо смотреть
Вспоминается событие недавнего прошлого, когда в кинотеатре «Донъ-Отелло» Леонид Мончинский представлял сценарий фильма «Чёрная свеча», написанный на основе одноимённой повести. Для Иркутска эта презентация была значительной, потому что в ряду известных писателей и драматургов до него сценаристов художественного кино в нашем городе не было.
Времени с той поры прошло немного, а событий — масса. Известный иркутский журналист и писатель Леонид Мончинский переехал жить в Краснодарский край, оставаясь душой (как сам говорит) в Сибири. Закончена работа над фильмом «Фартовый», который и был показан иркутской аудитории, собравшейся в КДЦ «Художественный».
Перед просмотром автор сценария говорил немного, в основном это было его признание в любви Иркутску и иркутянам. Мончинский ждал вопросов, зрители пообещали задать их по окончании фильма. Два часа пролетели как один миг, Леонид Васильевич вновь вышел на сцену. Подавленные люди молчали, только те, у кого нервы оказались покрепче, отважились задать несколько вопросов.
Что же произошло со всеми нами во время фильма, какие чувства мы пережили? Очевидно, это был катарсис — очищение от скверны жизни в стране ГУЛАГа. Давно на экранах не было такого жёсткого кино, построенного не на художественном вымысле, а на горьких страницах истории нашего государства. Преувеличения в страшных сценах избиения заключённых не было, наверное, в жизни всё так и происходило.
«Фартовый» — фильм не только горький, но и полный романтики. Посвящён он человеческому достоинству, стремлению героя выжить во что бы то ни стало. Вернее, выжить во имя любви. Родилась эта любовь не благодаря, а вопреки условиям лагерной жизни, не сумевшей остановить право человека на высокие чувства.
Неожиданным показался и поворот сюжета, в котором герой, получивший кличку Фартовый, был обречён на смерть. Смирить его непокорный нрав пытались и охранники, и зеки, осуждённые по уголовным статьям. Чтобы выжить, он придумал способ добычи золота, которым начинают пользоваться многие старатели России. Нечеловечески тяжёлая работа ведётся во имя освобождения из лагеря.
Но прежде чем выйти за его ворота, было венчание. Какими спокойными казались в этот момент лица людей, казалось бы, позабывших, что такое просветление души, сопереживание счастью товарища. Жених, заключённый по 58 статье, и невеста, приехавшая в ссылку к дяде, — молодые, сумевшие пройти через унижения, чтобы возвыситься над обстоятельствами, стать свободными, как птицы, парящие в облаках.
Финал фильма кажется оптимистичным. Герой получил долгожданную свободу, молодожёны отправляются в длинную дорогу, которая должна привести их домой. Но чувство тревоги зрителей не покидает. Куда они едут, что их ждёт за холмом, который маячит впереди? Возможен ли счастливый финал в стране, где страх управляет и заключёнными, и их охранниками? Свобода пришла к герою или только её тень, иллюзия, которой жило не одно поколение советских людей?
Фильм эмоционален, не хочется обсуждать его художественные достоинства, и всё же заметим, в нём много красивых кадров, эффектно озвученных ударов, брызг крови, разлетающихся по сторонам. Кинематографисты рассказывают о времени, которое знают только по новым учебникам истории или художественной литературе, написанной авторами, отбывавшими срок по 58 статье. Они снимали своё представление о событиях, происходивших в лагерной части России.
«Чёрная свеча» написана в соавторстве с Владимиром Высоцким, фильм, снятый по мотивам этого романа, посвящается ему. Леонид Мончинский убеждён, что повесть не забыта, потому что её коснулась рука гения ХХ века — человека с обострённым чувством совести и сострадания ближнему. Сколько воды утекло с поры, когда он возил Высоцкого на золотые прииски, знакомил с Вадимом Тумановым, ставшим прототипом главного героя. Туманов сегодня живёт воспоминаниями о пережитом, о счастье дружбы с Высоцким. Мончинский вновь пережил события прежних лет во время работы на съёмках в тайге…
Фильм выходит на большие экраны России, его обязательно надо смотреть, чтобы помнить о поколении людей, не сломленных, не подчинившихся обстоятельствам той страшной, ушедшей в прошлое жизни.