Разбор полёта
На нынешней неделе три юридические конторы — Speiser Krause, Masry&Vititoe (США) и Stewarts Solicitors (Англия) — заявили о том, что готовы защищать интересы пострадавших при крушении A-310 людей. Это стало прецедентом не только для провинциального Иркутска, но и для России. Впервые в правовой практике РФ иностранные адвокаты готовы защищать интересы россиян, пострадавших в авиакатастрофе, в зарубежных судах. Сегодня воспользоваться услугами адвокатов США и Британии согласились более сотни пострадавших и их родных. Иркутянам был преподан экспресс-курс международного права: в одну неделю они узнали, что такое конкуренция на столь специфическом рынке, как правовое обслуживание последствий авиакатастроф.
Иркутск ещё пребывал в неведении, а битва за клиента уже началась. Speiser Krause заявила о себе ещё на прошлой неделе. Было сообщено, что координатором этой конторы в Иркутске будет адвокат Роман Буянов. В минувший понедельник управляющий партнёр Speiser Krause Артур Боллэн на пресс-конференции сообщил, что уже 27 человек приняли решение воспользоваться услугами адвокатской конторы. Пока мистер Боллэн общался с журналистами в Иркутске, Stewarts Solicitors проводила переговоры с родственниками пострадавших и погибших в Москве. Британские адвокаты сообщили о своих намерениях только на день позже — 8 августа в Москве прошла пресс-конференция Stewarts Solicitors и её партнера по данному делу — коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнёры». В Иркутске партнёр адвокатской конторы Stewarts Solicitors Стюарт Дэнч сообщил, что компания успела заключить договоры как минимум с 25 родственниками, ещё 20 договоров находится «в работе».
Американцы, отлично понимая, что одни на иркутском рынке будут недолго, развернули активную деятельность. Представители английского права не стеснялись использовать имеющуюся о конкуренте информацию себе на пользу. По обычной для Stewarts Solicitors практике адвокатская контора берёт в качестве вознаграждения около 25% от суммы компенсации. Адвокат «Муранова…» Александр Должич позволил себе «лягнуть» оппонентов, сообщив, что в договорах Speiser Krause фигурируют цифры до 50%.
Speiser Krause, памятуя о том, что дело будет рассматриваться их соотечественниками, сделала ставку на зрелищность. Боллэн сообщил, что главная их задача — показать производителям деталей для самолётов, какое горе они принесли в русские семьи. Для этого будет снят 20-минутный фильм на русском языке с английскими субтитрами. Это, по мнению Боллэна, подвигнет компании согласиться на компенсационные выплаты в 100-дневный срок после предъявления исков, не доводя дело до суда. В противном случае обнародование фильма на суде может сильно повредить имиджу производителей. Speiser Krause заявила, что намерена завершить дело именно в 100 дней. Но если суд всё же состоится, то дело может затянуться на 1,5 года.
Британская сдержанность не позволила Стюарту Дэнчу сделать такие же яркие заявления. Дело, по мнению англичан, затянется как минимум на 1-3 года. Как козырь они используют проведение независимой экспертизы. «Люди недовольны тем, что в расследовании последствий крушения принимают участие представители компании «Airbus», тогда как пострадавшие никак не представлены», — сказал Стюарт Дэнч.
Артур Боллэн намекнул, что его адвокатская контора уже располагает некими сведениями о причине трагедии. «Предположительно это случилось из-за поломки реверса», — сказал адвокат, но тут же подчеркнул, что Speiser Krause не собирается делать никаких выводов до обнародования решения Межгосударственного авиационного комитета. С аналогичным заявлением выступили и британцы.
Speiser Krause намерена подать иски в суды США и Великобритании на компании-производители запасных частей для реверсивных систем аэрбасов. Назвать эти компании Боллэн отказался. Stewarts Solicitors предпочитает пока не определяться со странами. Стюарт Дэнч сообщил, что если разобрать аэрбас, его детали можно развезти по 80 странам мира. Двигатели самолёта были произведены компанией Pratt&Whitney (США), сервисное обслуживание самолёт проходил на базе компании Lufthansa Technik (Германия), сама машина принадлежала Франции, а большая часть страховых покрытий АК «Сибирь» находится на удержании в Лондоне. Однако Дэнч отметил, что предпочтительнее было бы, чтобы суд прошёл в Англии, так как именно там сосредоточены страховые компании.
Однако Артур Боллэн заявил, что 100% дел об авиакатастрофах, которые вела Speiser Krause именно в американских судах, были выиграны. Дэнч заочно парировал: по статистике, иностранным гражданам очень сложно выиграть дело в США как раз потому, что там предлагаются самые высокие суммы компенсационного ущерба в мире. На втором месте стоит Франция, затем — Германия, и, наконец, в России горе родственников оценивается по самым низким показателям. Больше всего «повезло» в нашей стране родным погибших в «Трансваале», они получили по 560 тыс. рублей. Обычная же сумма за авиакатастрофу — от 30 до 100 тыс. рублей. «Ответчику было бы выгодно, чтобы это дело рассматривалось в России», — отметил Стюарт Дэнч. Для сравнения: авария десятилетней давности на авиалиниях «Пан Американ» принесла родственникам по 1,5 млн. долларов США, катастрофа в Бразилии — по 800 тыс. долларов. Артур Боллэн заявил: «Не факт, что суммы для иркутян будут такими же, но они позволяют судить о возможных компенсациях». Господа Должич и Дэнч о суммах компенсаций не говорили, хорошо усвоив правило адвокатов: «Никогда не отвечай на вопрос, пока тебе его не задали».
Стюарт Дэнч сообщил, что не исключает возможности, что в Иркутске в скором времени обозначатся новые адвокатские конторы. Аналогичные катастрофы за рубежом «собирают» до 10 адвокатских контор. Иркутскую катастрофу обозначили сферой своих деловых интересов пока три иностранных бюро. Американская компания Masry&Vititoe попала в поле зрения «Конкурента» в четверг.
Старший партнёр АБ «Легат» Вячеслав Плахотнюк, комментируя происходящее, отметил, что подобный случай — первый в России. Когда в октябре 2001 года над Чёрным морем в ходе учений украинских ПВО в Крыму зенитная ракета сбила самолёт ТУ-154, обошлось без международного вмешательства. Самолёт принадлежал СНГ, а зенитно-ракетный комплекс был отечественной сборки. Плахотнюк отметил, что при организации подобных процессов относительно российских компаний «овчинка выделки не стоит». Потому что речь идёт о низком размере компенсаций.
Тем не менее в международных процессах по делу потерпевшего крушение в Иркутске аэробуса местные юристы могут быть представлены достаточно широко. Сейчас их пытаются втянуть в борьбу иностранных адвокатских контор за иски жителей области. Один из известных иркутских адвокатов признался, что получил предложения как от Speiser Krause, так и от Stewarts Solicitors. Он сказал, что аналогичные предложения получили и другие его коллеги.