Отдам деньги в хорошие руки
Население может выбрать, куда платить за комунальные услуги и связь
В среду вступили в силу поправки к Закону «О банках и банковской деятельности», которые дают коммерческим организациям возможность принимать от населения платежи за коммунальные услуги, жильё и связь. Посредники должны заключить договор с любым банком и открыть там счёт, с которого будут переводиться уплаченные средства. В ФАС поспешили заявить, что нововведение станет стимулом для конкурентной борьбы на финансовом рынке. Банкиры воспринимают такие перспективы без особого энтузиазма. А эксперты говорят, что потрясений на рынке приёма платежей не ожидается: незначительно пострадать могут лишь небольшие региональные банки, а новоиспечённые посредники вряд ли захотят заниматься чем-то помимо сбора платы за сотовую связь.
В конце июля президент одобрил поправки в Закон «О банках и банковской деятельности» и в Закон РФ «О защите прав потребителей». Теперь из перечня банковских услуг исключается приём денежных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг. Коммерческие организации могут без лицензии принимать от населения наличные денежные средства в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги. Но им необходимо заключить договор с банком и открыть там счёт, с которого поставщику услуг будут переводить деньги.
Законодательная инициатива активно обсуждалась ещё в 2005 году, тогда председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник предложил вывести из «зоны риска» коммерческие организации, которые занимаются сбором платежей за связь и коммунальные услуги. По его подсчётам, вне банковских структур в России собирается более 3 млрд. долларов. Исходя из данных Федеральной антимонопольной службы, согласно которым 98% платежей приходится на банки и Почту России, российский рынок платежей можно оценивать в 150 млрд. долларов.
[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
Возможными игроками на финансовом рынке эксперты считают супермаркеты, сети автозаправок и салоны сотовой связи. При этом Рустам Боташев считает, что посредники возьмутся принимать только «лёгкие» платежи, к примеру, пополнять баланс мобильных телефонов. В ООО «Слата» «Конкуренту» заявили, что в качестве перспективного направления рассматривают только приём платежей за услуги сотовых операторов. «Но пока у нас нет необходимого оборудования, поэтому вряд ли мы начнём оказывать эту услугу в ближайшие два-три месяца», — заверил финансовый директор ООО «Слата» Дмитрий Сединкин.
Иркутский рынок оценивается скромнее — примерно в 400 млн. рублей в месяц. С учётом того, что посредники между поставщиками и потребителями услуг берут себе комиссию от 2 до 3,5%, можно сделать вывод, что на финансовом рынке можно заработать от 8 до 12 млн. рублей ежемесячно. По данным экспертов, 40% платежей контролируется Сбербанком, где ежемесячный объём платежей от населения Иркутска превышает 250 млн. рублей. Остальная доля рынка приходится на банк «Радиан», Сибакадембанк, который не так давно приобрёл сеть Эталон-банка, и Почту России. Как активный игрок заявило о себе и ЗАО «Региональный центр системной интеграции «Сиброн», но общий оборот средств там не превышает 10 млн. рублей в месяц.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже поспешила объявить о победе в локальном сражении за развитие конкуренции на рынке финансовых услуг. Расширение перечня организаций, которые имеют право принимать у населения денежные средства, «станет стимулом для конкурентной борьбы на данном рынке», — говорится в сообщении ФАС. Хотя опрошенные «Конкурентом» эксперты считают, что передела российского и регионального рынков приёма платежей у населения не ожидается. «Возможно, банки потеряют часть клиентов, но незначительную», — уверен аналитик ИК «АТОН» Рустам Боташев. «Небольшой отток банки, может, и ощутят. Пострадать могут небольшие региональные финансово-кредитные учреждения. Но вряд ли это произойдёт в ближайшем году», — считает аналитик ИК «Проспект-Русские фонды» Игорь Лавущенко. «В долгосрочной перспективе часть клиентов банков может перейти к небанковским посредникам — за счёт появления на рынке специализированных небанковских организаций по приёму платежей», — говорит директор управления корпоративных клиентов Байкальского банка Сбербанка России Станислав Карташов. Между тем начальник отдела розничных услуг АКБ «Радиан» Юрий Матасов считает, что «не все жители смогут доверить свои средства предпринимателю».
Несмотря на довольно оптимистичный тон, банкиры без особого энтузиазма воспринимают закон. Станислав Карташов назвал поправки «компромиссным вариантом между банками и небанковскими организациями». Он считает их не вполне справедливыми: «Банки, в соответствии с требованиями Центрального банка, должны вкладывать значительные средства в оснащение банковских офисов и касс для приёма платежей. Для небанковских организаций такой необходимости, скорее всего, не будет». Юрий Матасов уверен, что приёмом платежей должны заниматься только банки, ведь их деятельность жёстко регламентируется и регулируется. У кредитных учреждений есть опыт приёма платежей и перечисления их без задержек конечным получателям, говорит он. Кроме того, недобросовестный предприниматель, собрав платежи, может не перечислить средства поставщику услуг, добавляют эксперты.
Аналитики сомневаются, что коммерческие организации в спешном порядке ринутся на региональный финансовый рынок. «Те, кто хотел принимать платежи, уже этим занимаются, — утверждает руководитель проекта «Система «Город» ЗАО РЦСИ «Сиброн» Алексей Кохо. — Новые игроки будут подходить к этому рынку с большой осторожностью». Посредникам придётся потратить время на заключение агентских договоров с банками, причём у кредитных организаций должны быть заключены договоры с соответствующими поставщиками услуг, говорит Станислав Карташов. Потом многие организации, к примеру, торговые сети, могут прийти к выводу, что непрофильная деятельность по приёму платежей не позволит сосредоточиться на основной деятельности по обслуживанию клиентов.
Возможными игроками на финансовом рынке эксперты считают супермаркеты, сети автозаправок и салоны сотовой связи. При этом Рустам Боташев считает, что посредники возьмутся принимать только «лёгкие» платежи, к примеру, пополнять баланс мобильных телефонов: «Эти платежи не занимают много времени. А представьте, что будет, если я в час пик подойду к кассе супермаркета и захочу внести все коммунальные платежи!». В ООО «Слата» «Конкуренту» заявили, что в качестве перспективного направления рассматривают только приём платежей за услуги сотовых операторов. «Но пока у нас нет необходимого оборудования, поэтому вряд ли мы начнём оказывать эту услугу в ближайшие два-три месяца», — заверил финансовый директор ООО «Слата» Дмитрий Сединкин.
Аналитики отмечают, что от поправок выиграют организации, имеющие разветвлённую филиальную сеть и сеть договоров с поставщиками услуг. Проблемы могут возникнуть у систем типа «Уникасса» и «Мультикасса», ведь в законе говорится, что приём коммунальных платежей небанковскими организациями возможен только по месту нахождения подразделений организации, в которых оборудованы стационарные рабочие места. Хотя исполнительный директор ООО «Байкальский кедр» (компания устанавливает в Иркутске терминалы «Уникасса». — «Конкурент») Сергей Зверев так не считает. По его мнению, достаточно того, что у компании заключён договор с банком, есть офис, где специалисты могут контролировать прохождение платежей, работает группа технической поддержки. Поэтому инвестиции в установку более 20 терминалов в Иркутске — а стоимость одного составляет несколько сотен тысяч рублей — не пропадут даром, уверен он. В целом эксперты склонны полагать, что решающими факторами при выборе места оплаты для населения станут удобство — возможность без очереди заплатить за весь комплекс услуг — и низкий процент комиссии.