Искусственный дождь приходит на помощь
Пожарная ситуация в лесах Иркутской области постепенно нормализуется. Ко вчерашнему утру, по оперативной сводке Иркутской базы авиационной охраны лесов, остались непотушенными девять пожаров, три из которых, в том числе крупный пожар в двенадцати километрах севернее п. Визирный в Киренском районе, уже локализованы. С огнём, охватившим 160 гектаров, продолжают бороться 108 парашютистов-десантников Иркутской авиабазы, восемь работников лесной охраны и 22 человека, мобилизованных из третьих организаций.
Своего апогея с начала нынешнего пожароопасного сезона по сегодняшний день лесные пожары достигали в последней декаде июля. 24 числа тайга полыхала одновременно в 58 местах на общей площади почти восемь тысяч гектаров. С пожарами в тот день боролись 630 человек, в числе которых около 200 парашютистов-десантников Иркутской авиабазы, более 170 работников лесхозов и ещё более 250 человек было привлечено с предприятий — арендаторов лесного фонда и иных организаций. Общими усилиями удалось ликвидировать несколько не самых крупных очагов огня, поэтому, даже несмотря на вновь обнаруженные пожары, на следующий день число пожаров, действующих одновременно, сократилось до 54-х, но они стали крупнее. Прирост площади, охваченной огнём за одни только сутки, составил более четырёх с половиной тысяч гектаров, а общая площадь пожаров возросла до 12 270 га. В этот же день на спасение тайги были брошены дополнительные человеческие и технические ресурсы. Количество наземной техники, которую удалось доставить к пожарам, достигло 149 единиц…
— Нынче наша беда — это северные районы, — говорит начальник Иркутской базы авиационной охраны лесов Николай Любуцин. — Там на протяжении длительного времени, вопреки географическим широтам, сохраняется самая сильная жара и выпадает очень мало осадков. В последние дни там тоже прошли дожди, но очень локальные. Они выпали лишь отдельными пятнами, поэтому новые пожары возникают практически ежедневно. В том числе и от гроз. Вчера мы делали комиссионный облёт проблемных территорий и уже под вечер обнаружили в нашем самом многострадальном Киренском лесхозе новый пожар на площади три гектара. Оказалось, что это горит заказник, в котором охраняется соболь и вообще весь местный животный мир. Высадить десант сразу было невозможно в связи с дальними подлётами и нехваткой оставшегося светлого времени суток. Но сегодня туда уже отправлено от 10 до 15 наших парашютистов. Они профессионалы, поэтому должны справиться с огнём достаточно быстро, если не возникнет каких-то непредвиденных ситуаций.
Николай Николаевич не случайно называет Киренский лесхоз самым многострадальным. С начала пожароопасного сезона здесь зарегистрировано уже 66 пожаров, прокатившихся почти по 13 тысячам гектаров этих северных лесов. На втором месте по ущербу от огненной стихии находится к настоящему времени Таюрский лесхоз в Усть-Кутском районе, где пожарами повреждено почти в три раза меньше — около 4360 га. В остальных лесхозах — ещё меньше.
Сегодняшнюю пожарную ситуацию, несмотря на её кардинальное отличие в лучшую сторону от «июльского пика», Н. Любуцин оценивает очень осторожно: «Вроде бы начинает стабилизироваться». Но не потому, что не верит в человеческие силы, а потому, что метеорологические условия остаются слишком благо-приятными для возникновения и развития новых пожаров.
— Самую большую тревогу вызывают по-прежнему Усть-Кутский, Киренский и Казачинско-Ленский районы. Там сохранились самые высокие температуры и минимальное выпадение осадков. И продолжаются грозы.
— А что обещают синоптики?
— Они говорят 50 на 50, дожди могут быть, а могут и не быть. Но с их помощью удалось обеспечить эффективную работу самолёта зондировщика, который мы приглашали из Красноярска. Это специально оборудованный самолёт АН-26, способный, воздействуя на облако, заставить его пролиться дождём в то время и в том месте, когда и где это нужно людям.
— Получилось? Где работал зондировщик?
— Конечно же, по нашим самым проблемным Усть-Кутскому, Киренскому и Казачинско-Ленскому районам, вызывающим самые большие тревоги, и в которых, на наше счастье, сложились объективные условия, позволяющие вызывать осадки искусственным воздействием.
Николай Любуцин рассказывает, что организовать искусственный дождь — задача очень сложная, требующая тонких расчётов. Для этого необходим набор естественных факторов. Нужна реальная дождевая облачность. Создать её человек не способен. Но в человеческих силах, воздействуя на реальное дождевое облако, заставить его пролиться несколько раньше, чем это могло бы произойти в естественных условиях. Чтобы вызвать дожди в зоне горящей тайги, нужно прежде всего найти нужную облачность, точно определить направление и скорость её движения. А начинать воздействие на облака с таким расчётом, чтобы дождь пролился именно над горящим лесом, а не до него и не после него. По оценке Любуцина, всё получилось как надо, необычная операция завершилась удачно. А на вопрос, насколько надёжно и устойчиво сегодняшнее затишье, он развёл руками: «Я скажу, что в наших лесах всё спокойно лишь после того, как выпадет снег».
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА