издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Романтики c большого бездорожья

«Вы не думайте, что мы только за грязью гонимся или стремимся машины поломать. На самом деле мы романтики и любим путешествия», — рассказывают о своём увлечении участники Иркутского off-road клуба «Протектор». Их джипы заезжают туда, куда «только вертолётом можно долететь» или на гусеничной технике заехать. «И чего вам дома-то не сидится? — спрашиваю. — Что тянет в грязь, болото и непроходимый бурелом?» — «Адреналин и желание почувствовать себя одной командой».

«Клуб начинался с джипов отечественного производства, «Нив», — рассказывает президент «Протектора» Дмитрий Кононов. — Несколько «нивоводов» познакомились через Интернет и решили выехать на природу. Первый маршрут — через Мельничную падь до Большого Луга — был достаточно экстремальным для таких ненадёжных машин, всё-таки они для тяжёлого бездорожья не предназначены. Мы хорошо покатались, о нас написала одна из газет. Появилось много желающих к нам присоединиться».

Недавно клубу исполнилось пять лет, количество состоящих в нём поклонников бездорожья превышает 30 человек. В будние дни они — студенты, служащие, программисты и руководители крупных фирм, а в выходные отправляются на поиски пересечённой местности, находят… и преодолевают.

Внедорожная «911»

[ title=»Off-road-словарь» pos=»abs» width=»40%»]
Асфальт — любая дорога, по которой можно проехать, не подключая переднего моста.

Встать на уши — переворот автомобиля в ходе движения.

Галстук — буксировочный трос.

Гонка трамваев — многолюдные мероприятия, в ходе которых трасса превращается в несколько рядом идущих глубоко накатанных колей.

Лапти — широкие колеса большой размерности.

Лебеда — лебёдка.

Подлебедиться — подтянуться на лебёдке.

Овощ — бесполезный член экипажа, никак не участвующий в работе внедорожника.

Рубиться — самоотверженно и упорно двигаться по серьёзному бездорожью.

Андрей Никонов работает в частной энергетической компании, состоит в клубе два года. «Сначала я просто ездил с ребятами штурманом. Потом понял: надо вступать», — вспоминает он. Его off-road-карьера, как и положено, начиналась экстремально. «Протектор» в очередной раз поехал штурмовать Хамар-Дабанский хребет. Некоторые автомобили были не очень хорошо подготовлены к поездке и сломались. Один вытянуть не удалось. Хозяин мужественно остался с ним в лесу. «Мужественно» — потому что был уже октябрь и в горах выпал снег. «Мы договорились, что на следующий день приедет подмога», — вспоминает Дмитрий. Помощь пришла гораздо раньше: уже в Слюдянке джиперы нашли ГАЗ-66 и двинули в обратный путь — спасать товарища. До машины добрались в два ночи, на ней — большая шапка снега. Хозяина ни внутри, ни в радиусе 100 метров не наблюдалось.

Огорчённые тем, что их никто не ждёт, спасатели покричали, попинали машину. Потом решили, что отчаявшийся друг отправился пешком в ближайшую деревню, и поехали за ним. Тут ГАЗ-66, предназначенный для эвакуации замерзающего в тайге товарища и его авто, сам оказался в состоянии спасаемого: за 15 километров до деревни у чуда отечественного автомобилестроения закончился бензин. «Пришлось нам 15 километров топать по колено в снегу в абсолютной темноте, — вспоминает президент клуба. — В деревню пришли под утро. Позвонили домой товарищу. Оказалось, он на электричке рванул домой и видел уже десятый сон».

Теперь мы ко всем поездкам хорошо готовимся, поэтому подобных ситуаций больше не бывает, утверждают Дмитрий и Андрей. На официальном сайте клуба есть раздел «Список необходимых в поездке вещей», где, помимо прочего, рекомендуется взять с собой «газовую гарелку и человека, умеющего с ней обращаться», а также «расширенную аптечку с подробной инструкцией по применению и хорошо разбирающегося в медицине человека». Шутки шутками, а медподготовка в пути лишней не бывает. «Однажды мы поехали на КБЖД, все пять машин засели в болото. У «уазика», за рулём которого был молодой человек с бронхиальной астмой, оторвалась выхлопная труба и выхлоп шёл в салон, — вспоминает Андрей. — Молодой человек потерял сознание, голова упала на руль. Мы его быстро вытащили на небольшой островок и давай в чувство приводить. Была такая ситуация, что некоторые струхнули: машин нет, везти в город его не на чем. Откачали. Сейчас он всё ещё ездит — на том же «уазике».

Мой чумазый джип

С «протекторовцами» мы беседовали в большом джипе тёмного цвета, который принадлежит Андрею. «Расскажите о своей машине», — попросила я и мысленно приготовилась слушать интересные истории из жизни боевого внедорожника. «Что вы! Это городская машина, — разрушил мои иллюзии собеседник. — Все участники клуба давно пришли к выводу, что нужно иметь два автомобиля: один — для бездорожья, другой — для города. Представьте себе: приезжаешь в воскресенье — грязный, чумазый, машина побита. Как приятно утром в понедельник сесть в чистую машину и в белой рубашке поехать на работу».

Бездорожье Андрей штурмует на «Nissan Safari». «Машина надёжная, на мостах, а не на приводах, дизельный двигатель, лёгкая, короткая, — перечисляет он. — Когда выбирал, хотел взять что-нибудь поуже». «Ага, поуже, — присоединяется к нашему разговору Дмитрий. — Safari — один из самых широких джипов». «В стандарте шла лебёдка, можно поставить большие колеса. Японцы вообще делают машины с большим запасом прочности, — продолжает Андрей, как бы говоря: у моей машины много достоинств. — Ну и что, что широкая?»

Дмитрий ездит за городом на «Toyota Land Cruiser-73». «Есть мосты, мощный дизель — 4,2 литра. Я тоже поднял машину, чтобы поставить большие колеса, они ещё называются «зубастыми». Воздухозаборник выведен на крышу, чтобы можно было по речкам в брод ездить и не бояться, что вода попадёт в двигатель. Передние и задние бамперы — металлические, можно при желании валить небольшие деревья. Подножки металлические, жёстко приделанные к раме, чтобы машину домкратом поднимать», — рассказывает хозяин.

Джиперы говорят, что в стандарте ни одна машина, кроме УАЗ на военных мостах, по бездорожью не пойдёт. Необходимый набор внедорожника включает в себя грязевую резину, лебёдку и выведенный на крышу воздухозаборник. «Впрочем, процесс строительства машин бесконечен, — отмечают они. — Можно сделать железные бамперы впереди, защиту по днищу, гидроизоляцию, блокировку мостов и так далее». Минимальные расходы на подготовку автомобиля к серьёзной поездке — 3 000 долларов: по тысяче — на резину и лебёдку, остальное — на различные автомелочи. Если автомобиль не ломается, то тратиться нужно в основном на топливо. «Кушают» внедорожники основательно: расход горючего — 20-25 литров на 100 км. «Дорого-стоящее хобби, — резюмируют Дмитрий и Андрей. — Но у нас люди из клуба практически не выходят, а только приходят, значит, положительных моментов больше».

Городские автолюбители через некоторое время подумывают о том, что неплохо было бы сменить авто. У джиперов всё по-другому. К машине привыкаешь, вкладываешь в неё много сил, денег и души, поэтому и расставаться не хочется, утверждают они. «Автомобиль — как живое существо, относишься к нему с трепетом, — говорит Андрей. — Нельзя говорить о том, что ты хочешь его продать, ругать нельзя. Особенно в лесу, где всё от него зависит. Стоишь, к примеру, на горе на боковом крене, он заглохнет и всё тут. А если в горной речке заглохнет, то понесет и будет переворачивать. Думаешь: «Давай-давай, выручай». На мой вопрос, кто для вас ваш автомобиль — друг или подруга, Дмитрий с улыбкой отвечает: «Скорее друг. Такого грязного и мятого монстра подругой вряд ли назовёшь».

Переболевшие экстримом

Собрания клуба проходят каждый четверг на пустыре недалеко от микрорайона Университетский. «За неделю успеваем друг по другу соскучиться, — говорят джиперы. — Вместе обсуждаем предстоящие поездки, планы». Их джипы изучили самое «вкусное» бездорожье Иркутской области и близлежащих регионов. Неоднократно клуб устраивал соревнования по джип-триалу (гонки по пересечённой местности) и джип-спринт (гонки на скорость). В июле на Байкале провели первый всероссийский внедорожный фестиваль, куда приехали 70 экипажей со всей России, а также Украины и Казахстана. Для гостей устроили соревнования, в том числе и гонки на самое медленное прохождение дистанции в 4 метра. Выиграл джипер из Ангарска, его автомобиль преодолел её за 1 мин. 15 секунд. Это в два раза больше, чем у водителя, занявшего второе место.

В конце интервью Дмитрий и Андрей признались, что уже «переболели» ездой по пересечённой местности и хотят обратить своё внимание на дальние путешествия и экспедиции. Планируют побывать в Бурятии, Монголии и на Алтае. А мне подумалось, что в округе просто не осталось приличного бездорожья, по которому не проходили их машины. А вот маршрутов для длительных поездок — хоть отбавляй.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры