Демократия осталась на ужин
Саммит «Группы восьми» у России в целом удался. Главной темой обсуждения стали конфликт между Ливаном и Израилем и иранская проблема; не очень любимая Владимиром Путиным тема демократии в России была затронута не публично, а во время вечернего обеда глав государств.
Саммит «восьмёрки» в Санкт-Петербурге подошёл к концу. Официальной церемонии закрытия на саммите не существует, ведь клуб считается неформальным международным институтом. Поэтому фактически официальным закрытием встречи стали шедшие нон-стоп почти весь день пресс-конференции президентов и глав правительств. Общаться с прессой отказался только Джордж Буш.
Дольше всех продолжался разговор с журналистами президента России, длившийся 50 минут. «Мы удовлетворены тем, что все наши идеи и предложения были встречены с пониманием», — довольно заметил в начале выступления Путин. На саммите всего было принято 12 документов. Основные заявления были приняты накануне. В понедельник участники переговоров приняли важные заявления по вопросам нераспространения ядерного оружия и отдельно о Северной Корее.
Ещё до начала саммита российские и западные аналитики прогнозировали, что больше всего стран — участниц «Группы восьми» и гостей саммита будет волновать тема иранского «ядерного досье». Действительно, этой проблеме было уделено немало времени. «По Ирану я вижу совпадение позиций всех стран «восьмёрки», — заявил в понедельник утром помощник президента и председатель оргкомитета саммита Сергей Приходько. — Смотрим одним взглядом, видим один выход». Отвечая на вопрос, в чём именно совпадают мнения участников саммита, Приходько опроверг предположения, что Россия и другие участники G8 решили ввести санкции в отношении несговорчивой страны. «Вопрос о санкциях вообще не поднимался», — объяснил Приходько. По словам помощника Путина, Иран должен сотрудничать с МАГАТЭ и принять предложения шестёрки стран, пытающихся разрешить конфликт. Ирану, напомним, предлагается отказаться от обогащения урана на своей территории. «Переговоры должны продолжаться», — сказал Приходько о дальнейших действиях G8 по этой проблеме.
В заявлении по Ирану говорится: «Мы, лидеры «Группы восьми», полностью поддерживаем это решение и содержащийся в нём чёткий сигнал о необходимости сделать выбор». В документе политики предлагают президенту Махмуду Ахмадинеджаду «позитивно отреагировать на предметные предложения». На своей пресс-конференции Владимир Путин напомнил, что на встрече с президентом Ирана виновник проблемы пообещал определиться в течение месяца по предложению «шестёрки». «Месяц прошёл, — строго заметил президент. — Надеюсь, в августе переговоры продолжатся».
Но главной темой второго дня саммита снова оказалась война в Ливане. Этот вопрос был основным на пресс-конференциях всех глав государств. Российский президент Путин объяснял журналистам, что пока положение ещё обратимо. «Я думаю, ситуация не вышла из-под контроля. Она контролируется», — уверенно закивал он. Вопрос: «Кем?» — раздавшийся из разных концов зала, президент предпочёл не услышать. «Нам бы очень хотелось, чтобы похищенные люди были возвращены и было остановлено кровопролитие», — добавил он.
Лидеры Запада по очереди высказывались за введение миротворческих войск в Южный Ливан. Этого потребовали сначала британский премьер Тони Блэр, затем итальянский премьер Романо Проди и французский президент Жак Ширак. Проди даже объяснил, что в регион необходимо ввести восемь тысяч миротворцев. Вопрос об этом Совет Безопасности ООН может решить уже во вторник. Этого не исключил в разговоре с журналистами итальянский премьер-министр.
В понедельник стало ясно, что западные лидеры всё же пожурили Владимира Путина за проблемы с демократией в России. Сделано это было в ходе вечернего ужина в воскресенье. Главы государств и правительств рассказывали об этой беседе крайне неохотно, не желая делать публичной больную для Москвы тему. «Мы говорили о демократии в ходе ужина», — признал британский премьер Тони Блэр. Выяснилось, что к разговору Путин хорошо подготовился и прочёл западным лидерам целую лекцию. «Путин детально ответил про эволюцию демократии в России, про будущие выборы, про новые правила избрания глав областей, это был детальный анализ, который мы слушали с большим интересом», — сообщил, итальянский премьер Проди. Новое для себя узнал на ужине и британский премьер. «В России парламент может выразить недоверие правительству, и его отправят в отставку, это черта демократии», — нашёлся Блэр.
В свою очередь дипломатический источник агентства Reuters утверждает, что Путин заверил лидеров «восьмёрки», будто бы не намерен менять Конституцию, чтобы остаться на третий срок. Путин также объяснил, что Россия переживает переходный период и не может точно воспроизводить государственное устройство других стран. По данным источника, некоторые лидеры с этим не согласились. Канцлер Германии Ангела Меркель акцентировала внимание на необходимости создания сильной и независимой системы судов в России, в то время как президент США Джордж Буш пытался заставить Путина повторить для всех объяснения, которые он дал американскому лидеру в частном разговоре перед началом саммита.
За Путина вступился французский коллега. Жак Ширак, уверяет источник, попросил лидеров G8 ещё раз обратить внимание на сложность управления большой страной в переходный период. К вечеру все лидеры G8, за исключением Владимира Путина, покинули Россию, а в Стрельне остались лишь гости саммита — главы Индии, Бразилии и Китая. Все они вечером по очереди встретились с российским президентом. Первым из западных лидеров улетел Джордж Буш, который и прибыл раньше всех остальных.
Фото Дмитрия АСТАХОВА, G&RUSSIA.RU