Байкальский разлом: мистики нет
«Байкальский тектонический разлом» — эта фраза встречается в каждом третьем сообщении о катастрофе А-310 в Иркутске. Идея о «чёрной дыре», губящей самолёты над Байкалом, всплывает в сознании людей с каждым новым крушением. Между тем никакого «смертельного излучения» над Иркутском нет и никогда не было, уверены учёные. Подлинные факты о Байкальском разломе — в беседе ЮЛИИ СЕРГЕЕВОЙ с доктором геолого-минералогических наук, заместителем директора Института земной коры СО РАН Кириллом Леви.
— Что такое Байкальский тектонический разлом?
— Тектонический разлом — это трещина в земной коре, образовавшаяся при тектонических движениях и деформациях горных пород. Глобальный раскол земной коры называется рифтом. Рифтовые зоны существуют по всему земному шару. В таких местах контактируют большие литосферные плиты. Котловину Байкала считают центральным звеном Байкальского рифта, или Байкало-Хубсугульского разлома. Рифт тянется на 2,5 тыс. км, предполагаемая его ширина — около 50-80 км. Возраст рифтов — около 25-30 млн. лет. Рифт — «живой организм», то есть на протяжении миллионов лет в нём возникают новообразования, сопровождаемые землетрясениями, зарождаются новые тектонические разломы. Так, по имеющимся у нас данным, идёт постоянное расширение котловины Байкала.
— Верно ли утверждение, что прямо под Иркутском существует тектонический разлом?
— Различные тектонические деформации — обычное дело для Сибирской платформы. Они постоянно «обновляются» — возникают и затухают. По нашим данным, в районе Иркутска существует ангарский тектонический разлом, он «выходит» из левого рукава Ангары и «уходит» по направлению 15-20 км к северо-западу от города.
— Откуда возникла версия о том, что разлом обладает некоей геопатогенной энергией, которая убивает людей и заставляет самолёты падать?
— Геопатогенные зоны — это чистой воды слух. У сплетен есть одна интересная особенность: никогда нет первоисточника. В случае с землетрясениями обычно бывает так. Через 1-2 дня после толчков вдруг появляется версия, что со дня на день ожидается новое землетрясение. И никогда не определишь, кто запустил эту «утку». Разжигать страх у людей — занятие безнравственное.
[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
Если говорить о том, что Байкальский разлом каким-то образом влияет на самолёты, то все аварии должны быть примерно одинаковы — отказ систем управления. Что мы имеем? 1972 год — ТУ-104 рухнул из-за несоблюдения метеоминимума. 1974 год — столкнулись АН-2 и АН-12. Ошибка диспетчеров. Самолёт в Мамонах — отказ электроники и возгорание двигателя. «Руслан» — перегрузка или проблемы с топливом. 1999 год, ИЛ-76 — короткая взлётная полоса. 2001 год — ТУ-154 — «человеческий фактор».
— Постойте. Но часть мифа создана самими учёными. К примеру, питерский учёный, кстати, кандидат геолого-минералогических наук, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических прогнозов Игорь Яницкий называет разломы «чирьями» Земли и заявляет, что они напрямую влияют на авиакатастрофы. Была информация, что специальный семинар по этой проблеме проходил в Российской академии космонавтики им. Циолковского.
— Яницкий — личность известная (учёный в «чёрном списке» комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Российской академии наук. — «Конкурент»). К сожалению, в научной среде есть определённая часть людей, которая настолько увлекается несостоятельными идеями, что уже не может трезво оценивать свой труд. Ну, а то, что им удаётся проводить семинары в Российской академии космонавтики и даже заручаться участием коллег с учёными званиями, — это проблема «смутного» времени, когда шарлатанам верят больше, чем профессионалам.
— Лучший способ скрыть ложь — добавить чуть-чуть правды. Очевидно, какая-то часть теории о геопатогенной энергии разломов базируется на верных данных?
— Энергия в местах разломов земной коры действительно выделяется. Земля — очень сбалансированный «организм». Ежегодно она получает от Солнца десять в тридцать третьей степени эрг энергии. А отдаёт десять в двадцать седьмой степени. Через аномальные явления (а их великое множество — от зон разломов до тайфунов и наводнений) она отдаёт часть энергии, чтобы сохранить своё равновесие. Причём, что интересно, все «аномальные» выбросы энергии всегда находятся в рамках этой цифры — десять в двадцать седьмой степени эрг. А вот распределение между аномалиями всегда разное: один год проходит «под эгидой» тайфунов, другой — землетрясений, третий — наводнений. Учёные пока не могут сказать, как земле удаётся так чётко соблюдать энергетический баланс.
— Давайте вернёмся к разломам. Как я понимаю, через них выделяются большие объёмы энергии?
— Да, это так. На земном шаре есть области сосредоточенной и рассеянной сейсмичности. Зоны сосредоточенной сейсмичности — это горные и высокогорные участки, глубоководные желоба, рифтовые зоны. Байкальская рифтовая зона как раз является одним из таких участков.
— Какие процессы происходят в зоне разлома?
— Когда разлом оказывается в напряжённом состоянии (вероятно возникновение землетрясения), он способен возбуждать геомагнитные поля. Возникают низкочастотные излучения, которые ощущают животные. Так было перед цунами на Суматре, когда животные за 1-2 дня ушли от берега. Человек же не воспринимает эти излучения, однако начинает вести себя неадекватно — становится очень нервным, раздражительным.
— Это ли не предсказанное астрологами смертельное излучение?
— Никакое оно не смертельное. Во-первых, само излучение никого не может погубить. Обычно магнитные поля слишком слабы, чтобы вызвать смерть живого существа. Во-вторых, исследования показали, что животные ведут себя в разных случаях по-разному. На одно землетрясение они реагируют активно, а другое даже не замечают. То же самое с людьми. Слишком много факторов влияют на «характер» землетрясения. Не говоря уже о том, что обычно сейсмические события в нашем регионе с самим ангарским разломом не связаны. Он достаточно спокоен. Только если землетрясение происходит рядом с разломом, то он выдаёт «волновой» ответ.
— А техника? Существует версия, что тектонический разлом каким-то образом может влиять на навигацию самолётов.
— В районе крупных разломов земной коры наблюдаются магнитные аномалии. Так, на Байкале магнитное склонение (угол между географическим и магнитным меридианами) неодинаково в различных районах. Попросту говоря, пролетая над такой зоной, лётчики могут наблюдать, что стрелка компаса указывает не строго на север, а «пляшет». Но уверяю вас, что сбить с курса современный самолёт это уже не может — навигационные системы стали более совершенными. А вот влияние геомагнитных возмущений на технические системы пока только изучается.
— Речь идёт о самолётах?
— Нет, изучаются наземные системы. Около 20 лет назад началось исследование воздействия магнитных полей тектонических разломов на трубопроводы в районе Уральского разлома. Было обнаружено, что при отсутствии существенных перемещений в зонах разлома случаются разрывы труб. Металл труб становился «пористым» и менее прочным. Тогда и возникла версия о необычном воздействии электромагнитных полей тектонических разломов. Оказалось, что поля вызывают в металлах так называемые вихревые токи, разрушающие структуру металла. Сейчас результаты уральцев применяются в инженерных решениях при прокладке трубопроводов в зонах разломов. Кстати, похожие аварии случались и у нас. Но утверждать, что эти аварии — результат воздействия электромагнитных полей Байкальского разлома, мы не можем. Нужны многолетние исследования.
— Так, значит, и самолёты могут быть подвержены «вихревым токам»?
— Для того, чтобы металл под воздействием токов стал «пористым», нужны годы и годы. Самолёт не может на час-другой оказаться в зоне разлома и вдруг развалиться на лету.
— «Аномальный разлом» может испортить электронные приборы авиасудна?
— Самолётам случается попадать в грозы. Наэлектризованность воздуха там достаточно высока. Однако обычно пилотам удаётся вывести судно за пределы опасной зоны и посадить лайнер. Это означает, что электронная «начинка» достаточно устойчива к локальным магнитным возмущениям. Ну а если говорить о том, что Байкальский разлом каким-то образом влияет на самолёты, то все аварии должны быть примерно одинаковы — отказ систем управления. Что мы имеем? 1972 год — ТУ-104 рухнул из-за несоблюдения метеоминимума. 1974 год — столкнулись АН-2 и АН-12. Ошибка диспетчеров. Самолёт в Мамонах — отказ электроники и возгорание двигателя. «Руслан» — перегрузка или проблемы с топливом. 1999 год, ИЛ-76 — короткая взлётная полоса. 2001 год — ТУ-154 — «человеческий фактор». Причины-то всегда разные!
— Существует ведь «поправка на человека». Тот же Игорь Яницкий утверждает, что среди пилотов ходят байки о плохом самочувствии при подлёте к «аномальной дыре» Иркутска.
— Полный абсурд. Где статистика? Яницкий обследовал этих пилотов? Проводил системные исследования? Вытаскивать какую-то идею из кармана и бросать её в люди — крайний непрофессионализм. Пока нет научно обоснованных результатов, слова о плохом самочувствии остаются только словами. Да, человек может ощущать геомагнитные возмущения. Наш организм — это своего рода биохимический электролит. Люди старшего возраста тяжело переносят изменения в магнитном поле земли. А вот юные, здоровые организмы практически не замечают бурь. Молодым причины плохого самочувствия разумнее искать в неправильном питании, режиме дня, каких-то заболеваниях. А не заглядывать в трещины земли.
— Тогда в чём, по-вашему, причины столь частых крушений авиасудов именно под Иркутском?
— Они падают везде. Просто мы живём здесь и поневоле акцентируем всё внимание на нашем городе. А причина, вероятно, проста — недостаточный контроль за состоянием технически изношенных самолётов. В Иркутске это накладывается ещё и на неудобно расположенный аэропорт — в окружении горных массивов, где возникают вертикальные воздушные потоки. Любой процесс на земле, будь то циклон, землетрясение и даже частная авария — многокомпонентен. На событие влияет столько разных факторов, что человеческого опыта пока недостаточно, чтобы охватить их все. Слишком короток наш период наблюдений.
— Ну а если «чёрная байкальская дыра» есть, просто учёным недостаёт опыта и доказательств…
— Знаете, есть такое понятие — «бритва Оккама»: «Не приумножай сущностей сверх необходимого». В применении к нашему случаю — не надо выдумывать невероятных объяснений там, где есть более простые. Если у вас выключился свет, вы ведь не решаете, что это происки инопланетян? А чётко знаете: авария. Тут то же самое. Подводит техника, человек. А Байкальский разлом — слишком фантастичная версия.