Когда душа ходит по звёздам
Под глухие удары барабана и протяжные бурятские песни открывалась в «Музейной студии» областного краеведческого музея выставка «Три мира сибирских шаманов». Шаман Анатолий Ташинаев возродил в Усть-Орде обряды древней религии, ввёл их в репертуар «Степных напевов». С шаманским камланьем, фольклорной музыкой, знаменитым йохором выступает он со своими коллегами по всей области, в России, за рубежом, представляя бурятский народ, его обычаи и возрождающуюся религию.
Анатолий Ташинаев, артисты профессионального ансамбля «Степные напевы» открыли в «Музейной студии» выставку шаманских костюмов и ангонов, коллекция которых уникальна, подобной нет ни в одном музейном собрании мира. Рассказывает она обо всех народах азиатской части России, от Енисея до Тихого океана. Наибольшую ценность представляют собрания экспонатов, отображающих жизнь коренных народов Прибайкалья — бурят, эвенков, тофаларов.
О собрании шаманских костюмов Иркутского областного краеведческого музея с недавних пор узнал научный мир и рядовые читатели. Заведующая сектором отдела фондов Ольга Чернявская, проведя большую научную работу по изучению особой формы религии, издала альбом «Шаманский костюм», в котором рассказала об удивительном мире наиболее древней и самой архаичной религии, через которую прошли все народы мира на определённом этапе своего развития. В Сибири шаманизм своими корнями уходит в каменный век, более чем в 20-тысячелетнюю древность, и в то же время он жив и активно развивается сегодня.
История формирования коллекции началась в 1884 году с момента, когда купец П.И. Захаров передал музею якутский шаманский костюм. В том же году от тайши кудинских бурят Заяханова поступил шаманский набор: бубен, халат и культовые предметы. Сегодня коллекция состоит из семнадцати шаманских костюмов якутов, тунгусов, тофаларов, тувинцев, монголов, юкагиров и других народов. Ценность определяется ещё и тем, что собрана она в конце ХIХ — начале ХХ вв., когда предметы сохраняли свой традиционный облик, несли энергетику живого, полного мистицизма, связи с духами земли и неба, религиозного культового обряда.
Костюмы шаманов на выставке можно разглядывать целиком и фрагментарно — отдельные детали: подвески, корону, шапки, разного вида бубны с колотушками, трости и онгоны. Онгоны — изображения духа-хозяина кузнечных мехов, огня, покровителя охоты.
В целом шаманский костюм — это модель окружающего человека пространства, включая небо, землю и подземный мир.
Кроме шаманских костюмов и онгонов, на выставке представлены графические работы Ларисы Филатовой-Лехтынаут. Она дочь шамана Эткина, родилась на Камчатке, в Иркутске окончила художественное училище. В своих работах автор использует сангину, соус, тушь, перо. Несмотря на локальность цветов графики, по эмоциональному состоянию она напоминает настоящую живопись, в которой заложено чувственное начало изображаемых предметов. В пространственном решении картин заложены миры, из которых, по представлению шаманизма, состоит Вселенная.