Посвящение «мировому учителю»
В органном зале Иркутской филармонии камерный ансамбль под управлением заслуженного артиста России Владимира Карпенко исполнил программу, посвящённую 150-летию со дня рождения Сергея Ивановича Танеева - выдающегося русского композитора, пианиста, педагога, учёного и общественного деятеля.
Закончивший Московскую консерваторию с большой золотой медалью по двум специальностям одновременно, он по классу фортепиано учился у Николая Григорьевича Рубинштейна, а по классу композиции — у Петра Ильича Чайковского. Потом и сам почти тридцать лет преподавал в консерватории и в течение четырёх — директорствовал. Обладая уникальным музыкально-педагогическим даром, он воспитал целую плеяду блестящих русских композиторов и пианистов. Рахманинов, один из его учеников, впоследствии назвал Сергея Ивановича Танеева «мировым учителем».
Танеев был ярким пианистом-виртуозом с большим репертуаром, но чаще всего он обращался к музыке Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана и Шопена. Своим долгом он считал пропаганду фортепианного творчества Чайковского, став первым исполнителем многих произведений своего учителя. Он принадлежал к интеллектуальной элите России начала прошлого века и был желанным гостем в Ясной Поляне: Лев Николаевич Толстой часто просил играть ему Моцарта.
Нынешний год богат на юбилейные даты, и тем отраднее, что наряду с блестящими именами Моцарта и Шостаковича он объявлен по решению ЮНЕСКО и Годом Танеева. Поэтому выступление музыкантов камерного ансамбля с программой из произведений «мирового учителя» стало событием духовной жизни иркутян.
Юбилейную концертную программу открыло трио ре мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, прозвучавшее в исполнении Г. Васенковой (скрипка), Р. Граблевской (виолончель) и В. Карпенко (фортепиано). Исполнителям удалось передать богатое разнообразие чувств, заключённых в этом классическом произведении.
В исполнении дипломанта всероссийского и международного конкурсов Татьяны Лариной прозвучали как известные, ставшие хрестоматийными романсы, так и практически забытые: «Голос в лесу», «Венеция ночью», «Серенада». Кстати, два последних романса Танеев посвятил дочери Л. Н. Толстого Татьяне, которая проявила себя талантливым музыкантом. Певице удалось тонко оттенить стилистику каждого произведения, подчеркнув их лиризм. А из романса «Менуэт» она сделала целую музыкально-драматическую сцену, передавшую трагедию эпохи Французской буржуазной революции, что было по достоинству оценено иркутскими меломанами.