Некоторые вирусы предпочитают «речные путешествия»
«Санитарно-эпидемиологический мониторинг за острыми кишечными инфекциями» - такова была повестка дня межрегионального семинара, организованного двумя иркутскими академическими институтами (эпидемиологии и микробиологии; медицинской экологии), а также Иркутским государственным институтом усовершенствования врачей, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Центром гигиены и эпидемиологии в Иркутской области. В работе семинара приняли участие врачи из Якутии, Бурятии, Читинской области.
Столь широкое представительство медицинской общественности Восточной Сибири, как и темы докладов, предложенные к обсуждению, объясняются актуальностью проблемы, непосредственно связанной с безопасностью и охраной здоровья сибиряков.
Иркутскими учёными-медиками доказано: восток страны — это зона повышенного риска по многим кишечным заболеваниям; в частности, по вирусному гепатиту «А», по дизентерии Флекснера и целому ряду других не менее опасных, способных вызывать массовые эпидемии недугов. Кандидат медицинских наук Виктор Астафьев, ведущий научный сотрудник лаборатории эпидемиологии антропозных инфекций академического Института эпидемиологии и микробиологии, согласившись на эксклюзивное интервью нашей газете, объяснил такой феномен следующим образом:
— Многие возбудители кишечных инфекций предпочитают водный путь передачи. Мы проанализировали: динамика их распространения нарастает с запада России к Зауралью и дальше — по артериям рек восточных регионов. Это территории, в социальном плане обустроенные намного хуже центральных районов России. Несовершенная система водоснабжения; устаревшие очистные сооружения или вовсе их отсутствие — вот причина вторичного инфицирования населения.
— Виктор Александрович, погода ведь тоже влияет на кривую роста кишечных инфекций? Разве жара, нависшая над Приангарьем, не способствует вспышкам таких болезней?
— Если не соблюдать элементарные правила гигиены, конечно, способствует. Но сегодня лишь грудные дети не знают, как организовать индивидуальную защиту и сохранить здоровье. Чистые руки, кипячёная вода, свежие мясные и молочные продукты, хорошо вымытые фрукты и овощи — вот и вся недолга. Мы же сейчас говорим с вами о феномене не столько и не только узко медицинском, сколько общественно-социальном. И потому за-служивающем пристального внимания всех служб, обязанных заботиться о здоровье населения.
Эпидемиологами нашего института создана математическая модель заражённости возбудителями кишечных инфекций Ангары. Эта модель — своеобразный итог нашего систематического прицельного наблюдения за главной рекой Приангарья. Выяснилось, что по её руслу от Байкала до Усолья-Сибирского «плотность» возбудителей кишечных заболеваний в воде возрастает. Заметьте, прирост количества возбудителей инфекций на 1 процент увеличивает риск заболеваний на 3 процента из расчёта на сто тысяч населения.
— Вы и ваши коллеги так пристрастно держите под своим контролем только Ангару или другие реки нашей области тоже?
— В течение нескольких лет мы вели наблюдение над Леной, от её верховьев, через всю Якутию, до бухты Тикси в её устье. Закономерность та же: чем ближе к крупным населённым пунктам, чем тяжелее на реку техногенный пресс, тем сильнее за-грязнение водной артерии, следовательно, тем больше риск вспышек кишечных инфекций.
В решении, принятом участниками межрегионального семинара, в частности, говорится о том, что «… возрастающая актуальность проблемы водных объектов и обеспечение их эпидемической безопасности требуют углублённого изучения закономерностей распространения представителей семейства кишечных инфекций, роль которых растёт как в этиологической структуре инфекционных заболеваний, так и среди природных бактериальных сообществ».