Водозабор у сточных сбросов
Инициатива одного предприятия может наказать целый город
В декабре 2005 года на совещании по вопросам оптимизации схемы водоснабжения был представлен новый проект Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Идея проекта следующая: реализовать программу перевода промышленного водозабора в статус хозяйственно-питьевого и отказаться от хозяйственно-питьевой воды УИ ТЭЦ, оптимизировав, таким образом, водоснабжение промплощадки УИ ЛПК. Желание обеспечить собственную автономность ЛПК мотивирует высокими тарифами УИ ТЭЦ. Однако данный проект предполагает, что часть затрат по обслуживанию водозабора ЛПК неизбежно будет переложена и на жителей города, которых ЛПК хотел бы видеть в числе потребителей.
Вопрос это дорогостоящий. Реализация данного проекта потребует внесения изменений в генеральный план застройки города. Далее, в связи с нормативными требованиями обустройство зон санитарной охраны повлечёт переустройство коммуникаций, ликвидацию или перенос объектов, расположенных на побережье. В том числе и любимого места отдыха горожан — городского пляжа. Необходимо будет принять незамедлительные меры по очистке русла ручья Симахинский, устройству контактного резервуара, строительству системы уловителей ливневых стоков и подаче их в нижний бьеф тела плотины УИ ГЭС. Данные мероприятия потребуют значительных финансовых затрат. Кроме того, если проект УИ ЛПК будет реализован, то находящийся в муниципальной собственности водозабор будет работать не в полную силу, что приведёт к увеличению затрат на водоснабжение города и, в перспективе, к росту тарифов.
Существует также экологический аспект этого вопроса. Водозабор ЛПК вряд ли может быть признан безопасным, даже несмотря на дорогостоящее заключение экспертизы. Нельзя забывать, что он расположен рядом с городской канализационной станцией, то есть в зоне сточных сбросов. Следовательно, существует реальная угроза загрязнения питьевой воды. Предположим, что ЛПК возьмёт на себя всю ответственность и проведёт ряд обеззараживающих мероприятий. В сущности, это ничего не изменит. Всегда будет существовать вероятность возникновения аварийной ситуации.
УИ ТЭЦ в настоящий момент готовит программу, позволяющую осуществить переход на использование хозяйственно-питьевой воды муниципального водозабора для приготовления подпиточной воды, в рамках которой планируется расширение подземного водозабора «Толстый мыс» и внедрение схем деаэрации на тепловых насосных станциях города. Как прозвучало на совещании, с реализацией данных мероприятий цены поднимутся незначительно. В то же время надёжность возрастёт, а экологическая безопасность останется на высоте.
Отдав же часть водоснабжения на откуп УИ ЛПК, администрация города может столкнуться с риском возврата из аренды убыточного муниципального водозабора, что грозит многомиллионными затратами на его содержание и эксплуатацию. Не говоря о социальной напряжённости, которая неизбежно возникнет при увольнении оставшихся не у дел коммунальщиков. Едва ли городской бюджет сможет покрывать столь серьёзные расходы на техническое обслуживание водозабора. А найти нового арендатора будет довольно сложно. Помимо этого, разрыв в технологической цепочке приведёт к размыванию финансовых потоков в пользу УИ ЛПК и снижению объёма инвестиций в принадлежащие муниципалитету сети. Таким образом, для городской инфраструктуры перевод промышленного водозабора в статус хозяйственно-питьевого с экономической точки зрения просто невыгоден. Вряд ли администрация Усть-Илимска готова бездумно выкладывать десятки миллионов рублей во благо пусть и градообразующего, но всего одного предприятия. И не факт, что это предприятие справится. А что происходит с водопроводными сетями, на которые не остаётся средств, горожане знают не понаслышке.