Без вина виноватые
«Чёрной субботой» окрестили иркутские оптовые продавцы алкогольной продукции 1 июля 2006 года. По их оценкам, такого потрясения российский алкогольный рынок не испытывал со времён дефолта. С сегодняшнего дня больше не действуют «старые» акцизные марки на реализацию алкогольной продукции импортного производства. Между тем потребность в новых марках на импортный алкоголь удовлетворена только на 5%, по российским напиткам — на 70-80%. Это означает, что по крайней мере до осени с полок магазинов импортная продукция практически исчезнет. А что будет со «старым» алкоголем, который не успели распродать, неизвестно.
Новые марки поддерживают функционирование Единой государственной автоматизированной информационной системы, разработанной ФГУП «Научно-технический центр «Атлас» ФСБ России». Каждый производитель или импортёр алкогольной продукции обязан разместить у себя программно-аппаратный комплекс ЕГАИС. В комплекте — сервер баз данных (электронный список всех лицензированных производителей и торговцев), автоматизированные рабочие места (оборудование по учёту марок и оборота алкогольной продукции), специальный принтер для нанесения на марки сведений и сканеры штрих-кодов. Стоимость — около 20-25 тыс. долларов.
[ pos=»abs» width=»40%»]
С сегодняшнего дня импортный алкоголь в российских магазинах объявлен «вне закона». 1 июля истёк срок смены старых акцизных марок на новые. В магазинах стремительно пустеют полки с вином и импортной водкой. Больнее всего это ударило по оптовикам, специализирующимся на импорте.
Такая марка на алкогольной продукции даёт возможность проверить любую партию товара на соответствие целому ряду критериев: ёмкость, крепость, производитель, упаковщик. Но именно это и породило нынешний алкогольный кризис. Ритейлеры, располагающие алкогольной продукцией со старыми марками, до 1 июля обязаны вернуть алкоголь производителям для перемаркировки. Процесс может тянуться месяцами. Для многих продавцов вин такая процедура невыгодна, так как значительно увеличивает стоимость напитка.
С сегодняшнего дня «старая» продукция продаваться не может. Весь нераспроданный алкоголь «повис» на складах. В управлении Ростехнадзора по Иркутской области «Конкуренту» сообщили, что никаких мер в связи со сменой акцизных марок предприниматься не будет. Специалисты Ростехнадзора занимаются промышленной безопасностью продукции, тогда как акцизные марки относятся к зоне внимания налоговиков.
Как пояснили в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, количество продукции, снабжённой старой маркой, будет известно после проведения инвентаризации её остатков на 1 июля. Изменения в федеральное законодательство были внесены почти год назад. С января нынешнего года вновь выпущенная продукция уже маркируется специальной федеральной маркой нового образца. Производители новые марки получили, поэтому перебоев с поставками алкоголя быть не должно, пояснили в УФНС. Продукция со старой маркировкой, не распроданная до 1 июля, теперь считается находящейся в незаконном обороте.
Как заявил генеральный директор ООО «Форум-Инк» Алексей Баранов, в июне предприятие претерпело серьёзные финансовые потери. Цены на продукцию были снижены, чтобы успеть реализовать уже закупленный товар. «Около 8-10 контейнеров мы отправили назад производителям Москвы и Санкт-Петербурга, — сказал он. — Часть продукции пришлось изымать из розницы, все затраты на упаковку и отправление контейнеров легли на нас. Ассортимент снизился на порядок. К сожалению, «чёрная суббота» не обошла никого — ни оптовиков, ни розницу». Генеральный директор ООО «Форум-Инк» заявил, что за 13 лет работы на рынке алкоголя «с такой сложной ситуацией» сталкивается впервые. Оптовиков волнует и тот факт, что правительство РФ до сих пор не определилось со сроками введения новой марки. Существует информация, что Минэкономразвития передвинуло сроки перемаркировки продукции с 1 июля до 29 декабря 2006 года. До этого времени, как ожидается, будут действовать временные марки. Но опять же правом на их нанесение будут обладать только производители.
Депутат Госдумы Сергей Дубровин прокомментировал ситуацию так: «Правительство своей непродуманной «алкогольной» политикой ведёт отрасль к кризису уже давно. Дважды — в 1997 и 2001 годах — оно меняло систему взимания акцизов, однако никаких результатов это не принесло». Парламентарий считает, что ситуацию на алкогольном рынке нормализовать сможет только госмонополия на производство спирта и ликёроводочных изделий, снижение акциза на алкогольную продукцию и введение единой ставки.