Семён Пинcкий
Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой общей хирургии Иркутского государственного медицинского университета, профессор (с недавнего времени ещё и почётный профессор родного вуза), заслуженный деятель науки России... Его почти полувековая судьба в медицине сложилась ярко и, как считает он сам, счастливо. Что, между прочим, не противоречит истине: у талантливых и совестливых хирургов лёгкой участи не бывает. Каков бы ни был их врачебный профиль, он всегда риск, ставка которому - наша с вами жизнь.
Семён Борисович Пинский — хирург-эндокринолог. Ему дозволены прикосновения к святая святых — к эндокринной системе, отвечающей за гормональную «настройку» человеческого организма. Учёный, клиницист, практик, он посвятил себя разработке диагностики болезней щитовидной железы, околощитовидных (величиной, как он выразился, в «просяное зёрнышко») желёз, надпочечников. Все пять его монографий, последняя из которых, написанная в соавторстве с коллегами, увидела свет в прошлом году, не считая десятков выступлений в престижной профессиональной прессе, так или иначе посвящены этой всегда востребованной больничными буднями проблеме.
Сейчас в «Иркутском медицинском журнале» публикуется целый цикл его статей, объединённых одним заголовком: «Спорные вопросы и перспективные направления в эндокринной хирургии» — по сути, фундаментальный, апробированный личными недюжинными знаниями обзор самой современной отечественной и зарубежной литературы по хирургии эндокринных органов. Своего рода лоцман, с которым вполне можно ориентироваться в море удваивающейся каждый год научной информации.
Если цифры обладают правом голоса, то вот их свидетельство: за то время, что профессор Пинский руководит своей кафедрой (а это 24 года), им и его коллегами проведено более 12 тысяч операций на щитовидке, из которых восемьсот — по поводу её злокачественных новообразований. Ежели больше, чем цифрам, мы доверяем живому слову, то вот признание самого Мастера: «Чем больше оперирую, тем больше для меня загадок».
Тут нет противоречия: чем выше профессионализм, тем глубже сомнения и беспощаднее требования к самому себе. Такова в любом деле неизбежная и жестокая плата за признание и, казалось бы, устоявшийся авторитет. Тем более — в медицине, где настоящий врач за доверие к нему пациентов платит втридорога. В этой связи характерен постулат, сформулированный Семёном Борисовичем Пинским прежде всего для самого себя: «Даже у хирурга голова должна быть впереди рук». Ему и следует, вопреки мифам о хирургии как о «вечном поле брани, на котором человек со скальпелем, не ведая колебаний(!), ведёт поединок со смертью».
Он не ломает устоявшиеся штампы — ему не до них. Он просто убеждён: если можно избежать операции, лучше не оперировать. Многие годы у него наблюдаются больные, которых так пока и не коснулся его скальпель. По жизненным показаниям взять ли пациента на стол или, оценив трезво его состояние, страховать от оперативного вмешательства, но нести при этом постоянную за него ответственность, — кто скажет, какая душевная ноша тяжелее? От хирурга Пинского не дождаться ни громкой фразы, ни броского жеста. Не приемля ничего показного, он, если, конечно, настоять, расскажет о своих буднях, но так, чтобы они «читались только в прозе». Внедрение передовых технологий, мини-инвазивные (малотравматичные) эндовидеоскопические манипуляции, сложнейшие операции — всё это, по его словам, «обычная, мало кому, кроме самих хирургов, интересная» работа.
Но «интерес» — понятие абстрактное. Хирургия же (в переводе с греческого — рукоделие) — занятие весьма прагматичное. Поэтому логично предположить, что для людей, которым хирург Пинский, в свои 70 лет активно оперирующий, ежедневно облегчает участь, его труд представляет очень даже большой интерес. Как и для Иркутского государственного медицинского университета, проректором по лечебной работе которого он был 18 лет. При его прямом участии в вузе создан факультет повышения квалификации врачей. Впрочем, эту страницу своей биографии профессор комментирует со свойственной ему самоиронией: «Ничего особенного, я просто чиновником работал…»
Но от чиновника в нём нет абсолютно ничего. Как и от «медицинского светила», к которому очень непросто попасть на приём. Он абсолютно доступен, было бы направление участкового эндокринолога к нему на консультацию. А ещё он, по собственному признанию, абсолютно свободен, поскольку «взяток не берёт и никому ничем не обязан…».
… В нынешнем июне Иркутск назвал Семёна Борисовича Пинского, ни разу не изменившего первой городской клинической больнице, на базе которой развёрнута его кафедра, своим Почётным гражданином. Наш город не ошибся в выборе…
Фото Николая БРИЛЯ