По морям, по волнам…
В Иркутском областном художественном музее имени Сукачёва экспонируются живописные произведения омского художника-любителя Петра Сургутскова (1927 - 2002).
Его судьба типична для человека эпохи социализма. Детские и юношеские впечатления от живописных окрестностей родного села Реполово, раскинувшегося на крутом берегу многоводного Иртыша, по которому ходили пассажирские пароходы, определили творческую деятельность Петра Сургутскова.
В 1943 году, после окончания школы, он поступил в Омское речное училище. Закончив обучение в училище в 1948 году, на протяжении 15 лет нёс вахту штурмана на пассажирских судах Омско-Иртышского пароходства. В свободное от вахты время делал альбомные зарисовки, писал этюды с натуры. Названия пейзажей П. Сургутскова — это перечень географических названий Обско-Иртышского речного бассейна. Более двадцати лет он обучал штурманскому делу молодое поколение в Омском речном училище.
Желание усовершенствовать свои познания в области изобразительного искусства заставило Петра в 1968 году на «отлично» завершить курс обучения в Омской художественной школе.
Ведущим жанром в творчестве Сургутскова оставался пейзаж. На его полотнах в лирическом, а иногда эпическом ключе отражены вековая тайга, реки, озёра, в которые смотрятся могучие кедры, вся эта природа с её таинственными туманами, топкими болотами, мхами, папоротниками, вековыми соснами.
Итогом пребывания на Дальнем Востоке стала серия пейзажей, отразивших этот удивительный край отечественных сухих субтропиков. Глаз живописца, привыкший к сибирскому пейзажу с его чистым небом и прозрачным воздухом, анализировал необычное туманное утро, пасмурный день и мглистый вечер, находя в них утончённое своеобразие и особую прелесть. Всё это выразилось в картинах «Босфор Восточный», «Бухта Золотой Рог», «У моря».
Отдал дань П. Д. Сургутсков и историческому жанру. Под впечатлением оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» он написал полотно «Половецкие пляски». Через фантастический вихрь неудержимой половецкой пляски в полотне убедительно передан колоритный темперамент жизни юго-восточного соседа Киевской Руси.
Длительный круиз по морям Дальнего Востока реализовался в серии картин батального жанра о русско-японской войне 1904 — 1905 годов. «У острова Цусима, — вспоминает художник, — судно легло в дрейф. Минутой молчания почтили давнее событие русско-японской войны. Бросили в воду венки… Горнист раздувает щёки, даёт команду поднять сигнальные флаги. Блестят на солнце стволы кормовых пушек — флагман «Суворов» готовится к бою. Это картина «Боевая тревога». Следующая — «Под первым ударом». Залпы орудий, пелена ядовитого дыма. И будто слышится уханье взрывов от прямых попаданий снарядов в стальную обшивку крейсера. А вот полотно «Гибель миноносца «Стерегущий». В основу сюжета положен исторический факт: два миноносца — «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь из разведки, были окружены японскими эсминцами. «Решительному» удалось прорваться, а «Стерегущий» японцы решили захватить в качестве трофея. Но моряки потопили свой корабль, открыв кингстоны, предпочитая гибель позорному плену».
Историческую тематику живописец продолжил и в своих «сухопутных» картинах об Александре Невском и Куликовской битве. В знаменитой картине А. П. Бубнова «Утро Куликовской битвы», по мнению Петра Дмитриевича, не совсем верно переданы черты характера русских ратников, в их лицах он нашёл некоторую растерянность. В своей картине он решил придать им больше отваги и решительности.
Жанровое многообразие искусства П. Д. Сургутского заставляет говорить о нём как о незаурядной творческой личности. Широта его художественных взглядов, последовательное проведение принципов отечественной реалистической живописи могут служить примером и для современных профессиональных художников.