На меже
Владимир Якубовский не отдал губернатору городскую землю
На этой неделе губернатор Александр Тишанин проиграл очередной раунд в противостоянии с мэром Иркутска Владимиром Якубовским — депутаты Заксобрания отклонили предложенный главой области законопроект, передающий распоряжение земельными участками в Иркутске обладминистрации. Якубовский был вынужден задействовать все свои политические ресурсы, чтобы отбиться, включая свою должность секретаря политсовета регионального отделения партии «Единая Россия». В то же время команда Александра Тишанина не намерена отступать и к осени, исправив ошибки, собирается повторить попытку.
О вспыхнувшем между властями области и города Иркутска конфликте по поводу распоряжения земельными участками в областном центре, собственность на которые не разграничена, «Конкурент» писал в прошлом номере. Напомним лишь, что, в соответствии с внесёнными в апреле поправками в Земельный кодекс РФ, региональные власти могут отдельным законом забрать у администрации столицы субъекта федерации полномочия по распоряжению сформированными земельными участками, а обязанности по их кадастровой и топографической оценке, выделению и на получение всех доходов от продажи участков остаются у мэрии. Областная администрация внесла в Законодательное собрание соответствующий законопроект. Его поддержал комитет по собственности и экономической политике Заксобрания.
Мэр Иркутска Владимир Якубовский, по совместительству — секретарь политсовета Иркутского регионального отделения (ИРО) партии «Единая Россия», смог убедить президиум политсовета в прошлую пятницу рекомендовать фракции партии (25 депутатов) в региональном парламенте проголосовать против законодательной инициативы администрации. Фракция решила провести заседание накануне сессии и ещё раз выслушать аргументы губернатора Александра Тишанина, но он на встречу не пришёл.
Со ссылкой на партию
Обладминистрация всерьёз вознамерилась продавить законопроект. Как рассказал спикер Виктор Круглов, некоторые депутаты жаловались ему на попытки давления со стороны областных чиновников и финансово-промышленных групп. Возможно, именно поэтому на сессию, первый день которой проходил в Усолье-Сибирском, приехало только 35 из 45 депутатов.
В ходе рассмотрения законопроекта руководитель комитета по управлению госимуществом области Ирина Ковригина вновь повторила всю аргументацию областных властей. А Владимир Якубовский снова всю её опроверг. Депутаты очень быстро разделились на тех, кто поддерживает губернатора, тех, кто за мэра, и тех, кто просто выполняет решение президиума политсовета ИРО ЕР. Максим Сурнин (входящий во фракцию ЕР) озвучил решение своего комитета поддержать губернатора и, воспользовавшись правом первого выступающего, предложил проголосовать за законопроект открыто и поименно. Таким образом «Единая Россия» получила возможность документально проконтролировать голосование своих депутатов — при поимённом голосовании законодатели должны заполнить специальный бланк с указанием своих данных. Алексей Козьмин заявил, что требования обладминистрации вполне разумны. «Хотя после заявления президента Путина в апреле этого года (тогда президент был очень недоволен состоянием Иркутска. — «Конкурент») мэрия всерьёз взялась за благоустройство города», — завершил он, предложив законопроект принять. Ему оппонировал депутат Антон Романов, который заявил, что законопроект непроработан, в нём не предусмотрены механизмы перехода полномочий.
Все ждали выступления губернатора. И он выступил. Пожалуй, это была его лучшая речь со дня вступления в должность. У присутствующих журналистов даже возникло подозрение, что «спич» ему готовил высококлассный специалист по PR (это мог бы сделать, например, бывший пиарщик, а ныне замгубернатора Сергей Воронов), но чиновники обладминистрации уверяли корреспондента «Конкурента», что своими глазами видели текст выступления, написанный рукой главы области.
Александр Тишанин начал издалека, но эффектно. Он рассказал, что последний раз был в Усолье в феврале этого года, «получил от усольчан 37 поручений, 47 из которых уже выполнены». То есть перевыполнение плана по поручениям составило 127%. Далее губернатор перешёл к предмету разговора и заявил, что накануне вступил в ряды «Единой России» (чем сразу объяснил своё отсутствие на заседании фракции. — «Конкурент»). Он внимательно изучил устав и программу партии и сделал важные для себя выводы. Пожалуй, впервые областной чиновник такого ранга с трибуны открыто признал, что читал и «внимательно изучал» партийные документы. Выводы заключались в следующем. «Единая Россия» — за сильное государство и сильную президентскую власть, а он, губернатор, назначен президентом и представляет государственную власть. Из чего, видимо, должно было следовать, что «Единая Россия» должна быть за губернатора. Далее из устава и программы партии губернатор узнал, что партия выступает за справедливое общество и участие в социально-экономических процессах граждан РФ. «Но скажите, как люди могут участвовать в социально-экономических процессах, если им не хватает жилья? — воскликнул он. — В городе 12 тысяч семей ждут новых квартир». Фактически своим выступлением глава области поставил единороссов в политический тупик: с одной стороны, решение президиума о консолидированном голосовании фракции против законопроекта, с другой — губернатор, апеллирующий к их, единороссов, программе.
Тайно или по принуждению
Чтобы ещё более поставить «медведей» в затруднительное положение, депутат Андрей Кузин от имени группы «Региональное развитие» предложил провести тайное голосование. Но большинство проголосовало за отрытую форму, а спикер Виктор Круглов, сославшись на мнение правового управления, отказался удовлетворить ещё одно требование о тайном голосовании, уже от Алексея Козьмина. Позже Козьмин заявил, что это решение может быть оспорено через суд, который отменит результаты голосования. В результате четыре «прогубернаторских» депутатов — Алексей Козьмин, Андрей Кузин, Григорий Шестаков и Георгий Кузьмин — просто вышли из зала перед голосованием, чем едва его не сорвали, поскольку внутри остался всего 31 депутат, при необходимом кворуме в 30 человек. Против законопроекта проголосовали 25 депутатов, «за» — пятеро, причём два единоросса, Юрий Фалейчик и Сергей Хафизов, и только Аполлон Иванов, депутат от Усть-Орды, воздержался.
Губернатор пулей вылетел из зала. Однако, корреспонденту «Конкурента» удалось догнать главу области, который поехал осматривать город. Александр Тишанин успокаивался, наблюдая, как рабочие делают ямочный ремонт на центральной дороге, проходящей через всё Усолье. Водители машин в образовавшейся из-за этого пробке, похоже, наоборот, начинали нервничать. На вопрос, что глава области намерен делать дальше, будет ли он снова пытаться забрать у Иркутска полномочия по распоряжению земельными участками, он ответил: «Я не собираюсь тратить время, нужное мне для работы, и доказывать, что чёрное — это чёрное, а белое — это белое. Мы к этому вопросу будем ещё возвращаться. Раз президент мне доверил эту должность, то нужно оправдывать его доверие». Чем подтвердил серьёзность своих намерений продолжить попытки забрать распоряжение земельными участками у городских властей.
Открытый вопрос
Виктор Круглов по итогам сессии заявил, что вопрос о земле был не подготовлен — аргументация в пояснительной записке слабая, а в законе не прописаны механизмы, необходимые для передачи полномочий. Руководство Заксобрания, по словам спикера, предлагало обладминистрации законопроект снять и доработать. «У нас тоже есть замечания к Иркутску и его внешнему виду, поддерживая Якубовского, мы указали на то, что он сам должен поработать над имиджем города», — пояснил глава регионального парламента. На вопрос, не вызовет ли конфликт между губернатором и мэром раскол в региональном отделении «Единой России», Круглов ответил, что глава региона «только вчера вступил в партию» и никаких просьб ни от руководства партии, ни от администрации президента, ни от правительства о принятии этого законопроекта не было. Лидер фракции «Единой России» Сергей Мутовин на вопрос корреспондента «Конкурента», почему большинство единороссов не прислушалось к речи губернатора, заявил, что решение о консолидированном голосовании было принято ещё в прошлую пятницу президиумом, которому фракция должна подчиняться. В то же время глава региона вступил в партию только накануне сессии, поэтому никакого противоречия между его просьбой и решением руководящего партийного органа быть не могло. Также Мутовин заявил, что к тем единороссам, которые нарушили партийную дисциплину, будут применяться меры партийного взыскания. Пока, правда, не ясно, какие, но это может быть всё, что угодно, вплоть до исключения из фракции и партии. В то же время Мутовин указал на слабую подготовку законопроекта, который только спровоцировал негативную реакцию как депутатов, так и городских элит.
Уже на следующий день стало известно о первых последствиях провала губернатора на сессии Заксобрания. В отставку был отправлен руководитель администрации губернатора Сергей Некрасов, отвечавший за всю операцию по принятию законопроекта. По официальной версии, он оставил свой пост по состоянию здоровья.
Вероятно, конфликт губернатора и Владимира Якубовского в среду не только не закончился, а лишь начинает развиваться — глава региона может не простить публичного поражения. Как рассказал неофициально один из лояльных главе области депутатов, скорее всего, областная администрация повторит попытку осенью и на этот раз проработает законопроект так, «чтобы к нему нельзя было уже прицепиться». Собеседник «Конкурента» также указывает на заявления Мутовина и Круглова о том, что одной из причин непринятия было низкое качество законопроекта. По его мнению, лидеры Заксобрания таким образом заранее готовят себе пути к отступлению и возможность не теряя лица выступить за принятие законопроекта.