Живая музыка сродни живой воде…
Иркутская областная филармония завершила очередной сезон - 67-й. Он был по-своему «окольцован» именем замечательного музыковеда-просветителя Владимира Фёдоровича Сухиненко: началу сезона предшествовал вечер в честь 100-летия со дня рождения человека, долгие годы окормлявшего проникновенным словом музыкальную жизнь Иркутска, а в конце сезона состоялось открытие мемориальной доски на доме, где он жил, всей судьбой своей опровергнув расходную фразу, что нет незаменимых. Всякий талант незаменим!
По счастью, дело его жизни нашлось кому подхватить. Кандидат искусствоведения Марина Николаевна Токарская, неутомимо пропагандируя русскую и мировую классику на телерадиоканалах и в печатных СМИ, украшает своим ведением и вечерние концертные программы, каждый раз находя незатёртые, эмоциональные слова о музыкальных произведениях, их авторах или исполнителях.
С ней, директором и художественным руководителем филармонии, и состоялась эта беседа. А толчком послужил недавний приезд в Иркутск руководителей ряда ведущих филармоний Сибирского региона.
— Впервые, надо сказать, в нашем городе в начале июня был проведён совет Союза концертных организаций России (для краткости — СКО) во главе с его председателем, генеральным директором Тюменской филармонии Михаилом Бирманом. Участвовали также мои коллеги: из Екатеринбурга — Александр Колотурский, из Новосибирска — Александр Назимко, из Омска — Василий Евстратенко. От Приангарья, кроме меня, был председатель Иркутского отделения Всероссийского музыкального общества, заслуженный работник культуры Игорь Духовный. Дело в том, что нынче весной наша филармония стала членом СКО, а в июле предстоит его съезд, где будет обсуждаться стратегия и тактика адаптации к рынку. В рыночных условиях выжить порознь, в одиночку немыслимо. Существует уже такое понятие, как единое концертное пространство России, и мы становимся часть его.
— А что это даёт?
— СКО организует гастроли крупных музыкантов, беря на себя составление маршрута их поездки и графика выступлений. Для любой филармонии принять таких гостей престижно и почётно. Вдобавок — удобно и финансово выгодно: Иркутск, как правило, становится конечной точкой маршрута, и мы, экономя на поиске и приглашении солистов, оплачиваем только обратную их дорогу. А в январе ожидается закон, согласно которому филармонии могут перестать быть государственными учреждениями, обретя статус автономных некоммерческих организаций. Ожидаемый переход на новые условия существования — большой труд и большой стресс, как всегда при ломке привычного, устоявшегося. Но жизнь показывает, что те филармонии, которые встали на этот путь, резко повысили свою конкурентоспособность.
Немузыкальный момент
— Примером можете под-твердить?
— Пожалуйста. Та же Тюменская филармония. Она сейчас — один из флагманов музыкального исполнительского искусства и развивается очень интенсивно. Другое дело, что ещё до перехода на новые рельсы там был построен роскошный зал на 1200 мест со всеми новейшими техническими достижениями с точки зрения акустики, светотехники и наличия всех необходимых служб, вплоть до ресторана. Наш концертный зал хоть и признан красивым, но вызвал у членов совета СКО разочарование малой вместимостью: 460 мест недостаточно для филармонии, имеющей репутацию «одной из крупнейших по масштабу своей деятельности», как зафиксировано в итоговом документе. Иркутск несомненно отстаёт. Ведь в других филармониях вы попадаете в просторное фойе, нет толкотни у гардероба, для детей есть игровые комнаты, предусмотрена парковка автомашин, работают буфеты, наконец. Это всё, понятно, не создаёт ещё само по себе музыки, но хорошее настроение уже обеспечивает. Прекрасная увертюра в своём роде. Ведь посетителю приятно сознавать, что о его удобстве разносторонне позаботились.
— Однако всё это в будущем, и, боюсь, не столь близком. Как же филармония намерена выживать до этого «прекрасного далёка»?
— Необходимо освободиться от гипноза фразы «Искусство принадлежит народу», поскольку государство меняет своё отношение к миссии обеспечения доступности той же музыкальной классики широким массам. Филармония, по сути, есть окно в профессиональный музыкальный мир, прикосновение к которому облагораживает человека, поднимает его над повседневной суетой, очищает душу. После музыки небо выше! Но живём-то мы на земле, и реальность такова, что надо осваиваться с мыслью: музыкальное искусство — это тоже продукт, причём очень дорогостоящий. И деньги для приглашения выдающихся солистов находятся в карманах богатых людей, которые с удовольствием отдадут и одну, и две, и пять тысяч за билет! В Екатеринбурге и Тюмени за выступление Дениса Мацуева, например, платили по одной-полторы тысячи рублей.
— Парадокс-то в том, Марина Николаевна, что люди состоятельные в большинстве симфонической музыкой, мягко говоря, слабо интересуются… Признаться, до разговора с вами как-то не приходило в голову рассуждать о филармонической аудитории в понятиях «богач — бедняк». Все меломаны были на одно лицо — вполне демократическое. И если даже ощущали свою избранность, то уж никак не по содержимому кошелька.
— Согласна, музыка как бизнес или музыка как товар — сочетание для уха негармоничное. Но если альтернатива перехода на такой формат ценностей — небытие, то будем учиться, как результативней предлагать свой духовной продукт, как работать со спонсорами. Отношения с нами будут строиться, скорее всего, по принципу госзаказов. И платить нам будут не за то, что мы существуем, а за то, сколько мы сделаем, что позволяет смотреть на перспективу с некоторым оптимизмом. А главная наша опора — преданная публика, верные друзья, которых можно назвать волонтёрами филармонии. Это просвещённые любители оперно-симфонической музыки, преподаватели иркутских вузов, врачи, педагоги музыкальных школ… Словом, наша творческая и техническая интеллигенция, обижать которую мы не собираемся.
Давай, брат, воспарим
— Обратимся собственно к музыке, хотя бы бегло обозначив наиболее примечательные события сезона.
— Охотно. О его насыщенности говорят, между прочим, даже цифры. В частности, восемь фестивалей, в том числе не только ставшие традиционными, которые без нашего участия, мне кажется, и немыслимы, как «Сияние России», «Декабристские вечера», но и впервые проведённые: фестивали современной музыки, народной музыки «Слава земли сибирской». Число концертов возросло до 660 против 603 в предыдущем году. Разделите на двенадцать месяцев — даже без учёта отпускного периода получается по 55 концертов в среднем. Ежемесячно! Разумеется, сюда входят и частые поездки по области. Думаю, выступление губернаторского симфонического оркестра, которым дирижировал заслуженный деятель искусств Олег Зверев, а также солистов — заслуженных артистов певицы Натальи Головиной и пианиста Бориса Изаксона — надолго запомнится жителям Усть-Илимска, гостеприимно приветившим участников фестиваля «Байкальский экспресс», который в преддверии объединения Иркутской области с УОБАО «заглянул» во многие населённые пункты Приангарья. В его составе успешно гастролировали также ансамбли русских народных инструментов и «Доктор Джаз». А среди наших гостей зарубежных упомяну хотя бы национальные «десанты» из Франции и Южной Кореи.
— Родион Щедрин однажды сказал, что если бы поклонников классической музыки было большинство, тогда на земле не было бы войн и души у людей были бы другие. Иркутская филармония, судя по её афишам, стремится жанрово разнообразить музыкальную палитру. Чтобы привлечь максимально широкий круг слушателей?
— Естественно! Но классика всё равно наш хлеб, она и преобладает. В этом сезоне сплелись в юбилейном единстве имена Моцарта — 250 лет со дня рождения и Шостаковича — 100 лет. К их творчеству мы будем обращаться снова и снова. За честь считаем для себя знакомить иркутян с теми произведениями обитателей музыкального Олимпа, которые довольно редко звучат в нашем концертном зале. Я имею в виду некоторые симфонии тех же юбиляров, а также Скрябина, Онеггера, Франка, Калинникова, концерты Мендельсона, Пуленка…
— А среди исполнителей «звездопад» наблюдался?
— О да, и весьма обильный! Даже без упоминания званий и лауреатства во всероссийских и международных конкурсах — достаточно назвать просто их прославленные имена. Это певицы Валентина Цыдыпова и Галина Шойдагбаева, это скрипач из США Олег Крыса, это Юрий Медяник, одинаково мастерски владеющий скрипкой и баяном, это пианисты Петер Лаул из Санкт-Петербурга и Валерий Афанасьев из Франции, а из Москвы — джазовый пианист Даниил Крамер, скрипач Граф Муржа, виолончелист Денис Шаповалов, чудесная пианистка Наталья Трулль…
Перечень «звёзд» неполный, но в их числе хочу назвать и уникальный коллектив — мужской хор Синодальной резиденции Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II под управлением Георгия Сафонова. Это было просто какое-то священнодействие, и после знакомства с этим хором, приглашённым Иркутским отделением музыкального общества, интерес к право-славной музыке вырос, мне кажется, стократно.
Как никогда, много титулованных гостей принимал органный зал. В том числе из столицы — Наталью Малину и Яну Юденкову, с берегов Невы — Даниэля Зарецкого, из Польши — Марика Стефански… Но, пожалуй, особым вниманием пользовались концерты Людмилы Мацюры, которую мы продолжаем воспринимать как землячку, хотя она прочно обосновалась в Испании и выступает по всей Европе. Хочу лишь добавить, что гастроли не затмили своим блеском собственные наши яркие индивидуальности и что любая филармония гордилась бы такими из них, как талантливый пианист Константин Сероватов, ставший в этом сезоне лауреатом губернаторской премии, как виртуоз-аккордеонист Александр Чудновский, которому присвоено звание заслуженного артиста России, или как дирижёр Евгений Вольновский. А главное — сезон помог открыть новые имена, которые произвели подлинный фурор. Но о них стоит поговорить отдельно.
Беседовала Вера ФИЛИППОВА