Пленэр за околицей
Художник Виктор Мироненко часто оказывается в центре многих событий, происходящих в Иркутске, но иногда может исчезнуть надолго, уйдя с головой в работу.
Есть у него любимое место — дача, которую он построил в посёлке Шаманка. Место живописное, в таком и должен работать художник. Сколько этюдов, рисунков и картин написано Мироненко в Шаманке! Далеко на пленэр ходить не надо, можно устроиться на крыльце или уйти за околицу, расположившись в двух-трёх шагах от дома. Цветущие и сухие травы, небрежно брошенные в корзину сочные гроздья рябины, пылающий сиреневым маревом багульник — это натюрморты и пейзажи, которые он пишет на протяжении всей творческой жизни.
Мироненко — мастер композиции, он составляет её так, чтобы картина сразу обращала на себя внимание. В одних случаях — ярко, неожиданно по сочетанию предметов, в других — в зыбкой нежности красок, будто размытых в густом тумане.
Имя Виктор означает победитель. Мироненко в своём творчестве и стал победителем — художником, признанным в нашей области, в России, за рубежом. Его пейзажи олицетворяют Сибирь, её суровую красоту, написанную «колючей живописью», — так назвали его картины, выставленные в галерее Совета Федерации в 2003 году. Тогда он получил приглашение организовать персональную выставку в Москве. Она состоялась в 2004 году и получила хорошие отзывы специалистов и многочисленных посетителей.
Эти выставки и последующая за ними персональная выставка в Тюмени стали своеобразным итогом работы перед 65-летним юбилеем художника. Мироненко говорит, что вступил в возраст, в котором есть что вспоминать и есть возможность строить планы на будущее. Планов этих громадьё, а воспоминания часто приходят живыми картинами детства, отрочества, юности.
Родился он 22 июня 1941 года в городе Свободном Амурской области. Окончил 10 классов, поработал в художественной мастерской, где писал плакаты, наглядные пособия и даже копировал картины знаменитых мастеров. Поехал в Иркутск, подал документы в художественное училище и ужаснулся: на одно место претендовало пятнадцать абитуриентов, многие из которых были выпускниками художественных школ. Тем не менее Мироненко поступил легко.
Защищал диплом портретной работой — первой за всю историю училища. Отличник, рекомендован в академию имени Сурикова. Это была заветная мечта Мироненко, но ей, увы, не суждено было осуществиться.
К тому времени он был женат, родился сынишка, тяжело болела тёща — семейные обязанности не позволили ему уехать в Москву. Семья жила в деревянном доме, поэтому добыча дров и угля были на Викторе, как и обеспечение продуктами.
Работать он начал в энергостроительном техникуме, где преподавал черчение и рисование, одновременно поступил учиться в педагогический институт на исторический факультет. Потом в его судьбе была развилка, которая предполагала два пути, один из которых он и должен был выбрать. Ему предложили преподавательскую работу на открывающемся архитектурном факультете политехнического института и в то же время стать директором художественного фонда.
Художественный фонд Мироненко возглавлял с 1970 по 1978 годы. Надо заметить, что должность эта сложная, потому что от директора зависели социальные заказы, которые получали художники. Это «живой» заработок, и те, кому не доставалась выгодная работа, считали его своим врагом, человеком несправедливым и необъективным. Конфликты накалялись, терпение иссякало, Мироненко плюнул на всё и ушёл в свободное плавание.
У него были любимые темы в живописи, одна из которых — портрет. К историческим образам Волконского и Трубецкого, выставленным сегодня в музее декабристов, прибавлялись портреты наших современников: вечного странника, фотокорреспондента Калоянова, знаменитого травника Телятьева, губернатора области Ножикова.
Мироненко стал известен и по картинам, которые называет экологическими. Как-то он передал Валентину Григорьевичу Распутину книгу, изданную в Германии, о которой писатель не знал. При встрече разговорились, эмоциональный Мироненко проникся тревогой писателя об экологическом состоянии Байкала, твёрдо решив внести и свою лепту в его защиту.
С женой он прошёл по Кругобайкальской железной дороге, рисовал этюды, компоновал отдельные детали в единый образ. Впечатлений набрал столько, что хватило не на один год работы. Его байкальские пейзажи — это величие озера, его состояние при всех проявлениях погоды, утренний вид Байкала и его сумеречная вечерняя строгость. Крупные уверенные мазки художника в этих работах часто переходят в нежные полутона. Умиления красотой нет, есть констатация настроения Байкала, его тяжёлой и прозрачной воды, часто отражающей цвета радуги.
Свои работы он показывал на выставках в Германии и Китае. Ездил на международные пленэры в Польшу, где его — потомка сосланных поляков — принимали сердечно. Пленэр — это не только ежедневная работа, но и общение с коллегами из других стран, выставки-продажи, на которых картины Мироненко раскупали живо, потому что он умеет простой набросок превратить в законченную, композиционно выверенную работу.
Виктор Михайлович выбрал путь свободного художника, идёт по нему, веруя, что это его предназначение, осознанная необходимость. Путь творчества, который делает его счастливым.
Фото Николая БРИЛЯ