издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пленэр за околицей

Художник Виктор Мироненко часто оказывается в центре многих событий, происходящих в Иркутске, но иногда может исчезнуть надолго, уйдя с головой в работу.

Есть у него любимое место — дача, которую он построил в посёлке Шаманка. Место живописное, в таком и должен работать художник. Сколько этюдов, рисунков и картин написано Мироненко в Шаманке! Далеко на пленэр ходить не надо, можно устроиться на крыльце или уйти за околицу, расположившись в двух-трёх шагах от дома. Цветущие и сухие травы, небрежно брошенные в корзину сочные гроздья рябины, пылающий сиреневым маревом багульник — это натюрморты и пейзажи, которые он пишет на протяжении всей творческой жизни.

Мироненко — мастер композиции, он составляет её так, чтобы картина сразу обращала на себя внимание. В одних случаях — ярко, неожиданно по сочетанию предметов, в других — в зыбкой нежности красок, будто размытых в густом тумане.

Имя Виктор означает победитель. Мироненко в своём творчестве и стал победителем — художником, признанным в нашей области, в России, за рубежом. Его пейзажи олицетворяют Сибирь, её суровую красоту, написанную «колючей живописью», — так назвали его картины, выставленные в галерее Совета Федерации в 2003 году. Тогда он получил приглашение организовать персональную выставку в Москве. Она состоялась в 2004 году и получила хорошие отзывы специалистов и многочисленных посетителей.

Эти выставки и последующая за ними персональная выставка в Тюмени стали своеобразным итогом работы перед 65-летним юбилеем художника. Мироненко говорит, что вступил в возраст, в котором есть что вспоминать и есть возможность строить планы на будущее. Планов этих громадьё, а воспоминания часто приходят живыми картинами детства, отрочества, юности.

Родился он 22 июня 1941 года в городе Свободном Амурской области. Окончил 10 классов, поработал в художественной мастерской, где писал плакаты, наглядные пособия и даже копировал картины знаменитых мастеров. Поехал в Иркутск, подал документы в художественное училище и ужаснулся: на одно место претендовало пятнадцать абитуриентов, многие из которых были выпускниками художественных школ. Тем не менее Мироненко поступил легко.

Защищал диплом портретной работой — первой за всю историю училища. Отличник, рекомендован в академию имени Сурикова. Это была заветная мечта Мироненко, но ей, увы, не суждено было осуществиться.

К тому времени он был женат, родился сынишка, тяжело болела тёща — семейные обязанности не позволили ему уехать в Москву. Семья жила в деревянном доме, поэтому добыча дров и угля были на Викторе, как и обеспечение продуктами.

Работать он начал в энергостроительном техникуме, где преподавал черчение и рисование, одновременно поступил учиться в педагогический институт на исторический факультет. Потом в его судьбе была развилка, которая предполагала два пути, один из которых он и должен был выбрать. Ему предложили преподавательскую работу на открывающемся архитектурном факультете политехнического института и в то же время стать директором художественного фонда.

Художественный фонд Мироненко возглавлял с 1970 по 1978 годы. Надо заметить, что должность эта сложная, потому что от директора зависели социальные заказы, которые получали художники. Это «живой» заработок, и те, кому не доставалась выгодная работа, считали его своим врагом, человеком несправедливым и необъективным. Конфликты накалялись, терпение иссякало, Мироненко плюнул на всё и ушёл в свободное плавание.

У него были любимые темы в живописи, одна из которых — портрет. К историческим образам Волконского и Трубецкого, выставленным сегодня в музее декабристов, прибавлялись портреты наших современников: вечного странника, фотокорреспондента Калоянова, знаменитого травника Телятьева, губернатора области Ножикова.

Мироненко стал известен и по картинам, которые называет экологическими. Как-то он передал Валентину Григорьевичу Распутину книгу, изданную в Германии, о которой писатель не знал. При встрече разговорились, эмоциональный Мироненко проникся тревогой писателя об экологическом состоянии Байкала, твёрдо решив внести и свою лепту в его защиту.

С женой он прошёл по Кругобайкальской железной дороге, рисовал этюды, компоновал отдельные детали в единый образ. Впечатлений набрал столько, что хватило не на один год работы. Его байкальские пейзажи — это величие озера, его состояние при всех проявлениях погоды, утренний вид Байкала и его сумеречная вечерняя строгость. Крупные уверенные мазки художника в этих работах часто переходят в нежные полутона. Умиления красотой нет, есть констатация настроения Байкала, его тяжёлой и прозрачной воды, часто отражающей цвета радуги.

Свои работы он показывал на выставках в Германии и Китае. Ездил на международные пленэры в Польшу, где его — потомка сосланных поляков — принимали сердечно. Пленэр — это не только ежедневная работа, но и общение с коллегами из других стран, выставки-продажи, на которых картины Мироненко раскупали живо, потому что он умеет простой набросок превратить в законченную, композиционно выверенную работу.

Виктор Михайлович выбрал путь свободного художника, идёт по нему, веруя, что это его предназначение, осознанная необходимость. Путь творчества, который делает его счастливым.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры