То гульба, то пальба…
На вечер памяти Булата Окуджавы, проходивший в небольшом зале театра юного зрителя имени Вампилова, попасть было сложно. Люди разных возрастов, стоя у входных дверей, понимали, что для них они безнадёжно закрыты. Вспоминаются и другие вечера, когда Булат Шалвович был в нашем городе на днях поэзии. Везде, где он выступал, залы были переполнены. Поэт отвечал на вопросы, рассказывал о времени и о себе и, конечно, пел.
Идея проведения вечера, посвящённого памяти Окуджавы, давно возникла у заведующей литературной частью ТЮЗа Лины Иоффе и журналиста Арнольда Харитонова. Но в то время осуществить её мешала занятость, да и собраться было негде: ведь не станешь на улице говорить о том, что вырос с песнями Окуджавы, что они стали путеводной звездой всей твоей жизни…
Прошли годы, в театре освободилось помещение, бывшее когда-то буфетом, потом небольшим ресторанчиком. Идеальный зал для поэтического клуба. Название пришло само: «Элегия», а первый вечер клуба посвятили памяти Булата Окуджавы.
Исполнители — известные в городе поэты, журналисты, актёры — прежде чем выйти на сцену, репетировали с композитором Сергеем Маркидоновым и Романом Бурматовым. Музыканты создали дуэт из клавишных и гитары, наполнив зал неповторимыми и ностальгически знакомыми мелодиями. Оформление зала тоже соответствовало особому настрою слушателей: гитара, шинель, портрет поэта были объединены в целостную и выразительную композицию.
Начинали вечер директор театра Виктор Токарев и исполнительный директор фонда Вампилова Галина Солуянова. Они исполнили красивые и грустные стихи «Ваше величество женщина», предваряя тем самым вступительное слово Лины Иоффе, для которой поэзия стала составляющей частью её жизни.
Интересным и неожиданным было выступление журналиста Арнольда Харитонова: многие не знали, что он поёт, и поёт хорошо. Исполненная им песня «О пехоте» была воспоминанием о его военном детстве, а «На каждого умного по дураку» — согласием с мировоззренческой позицией Окуджавы.
Харитонов рассказывал о своём общении с Булатом Шалвовичем, о том, что впервые услышал о нём за дружеским столом в общежитии всё того же ТЮЗа. Позднее было интервью в Переделкино декабрьским вечером 1994 года…
Исполнительская манера журналиста и поэта Любови Сухаревской и лауреата Государственной премии, кинодокументалиста Евгения Корзуна вызвала ассоциации сложные, соединяющие прошлое и настоящее. Бездонное измерение, звенящее смирение и высшая нота в аккорде слышались в песне «Моцарт на старенькой скрипке играет», когда пела Сухаревская. Евгений Корзун, поворачивая время вспять, словно исповедь молоденького солдата, пел: «Вы слышите, грохочут сапоги».
Принял участие в вечере и первый заместитель председателя комитета по культуре Сергей Ступин. Ближе других стала для него песня о первой, второй и третьей любви. Песня столь же популярная, как многие, написанные Булатом Шалвовичем о состоявшейся, утраченной, мимолётной или шальной любви.
Вечер, задуманный в театре юного зрителя, не мог обойтись без актёров, они проявили не только вокальные, но и фантазийные способности. Некоторые песни инсценировались, привнося в атмосферу вечера игровую стихию и задушевный тон серьёзного психологического настроения. Каждый исполнитель старался выразить в песне её воздушную поверхность, а в глубине — ощущение обрыва в пропасть.
В поэтическом клубе «Элегия» вечер памяти Булата Окуджавы настолько вдохновил исполнителей, что они решили повторить его осенью. Дальше будут другие вечера, посвящённые поэтам Сергею Есенину, Владимиру Маяковскому, Борису Пастернаку, Владимиру Высоцкому — поэтам, выразившим в своём творчестве противоречивый, страшный и великий ХХ век, в котором они жили и трагически уходили…