Олег ПИВОВАРОВ, главный редактор журнала "Театральная жизнь": К нам пришёл новый Лопахин
— Олег Иванович, вы посмотрите, как повернулась жизнь: Российская империя уже рухнула, а театральная — пока держится. Может, не развалится?
— Если мы сами её не разрушим. Вы ведь в вашем вопросе, как я понимаю, слово «пока» не случайно упомянули. Последние 20 лет со всей очевидностью показали, что мы больше разрушать мастера, нежели созидать. Театр, сбросив оковы идеологической опеки, попал в ещё большую кабалу — под диктат рубля. Здравый смысл подсказывает, что рубль, казалось бы, должен помочь театру посеять разумное, доброе, вечное…Но у нас рубль, к сожалению, давно уже не сеет и не пашет, а валяет дурака, ибо можно ли придумать большую глупость, чем этим самым рублём удушить театр? «Сдать» культуру за тридцать сребреников — и это при распухшем от нефтедолларов Стабилизационном фонде, при профиците бюджета!? Предыдущие правительства всегда питали культуру крохами с финансового стола, но только нынешнее решило уморить её голодом.
— Тогда я окончательно отказываюсь что-либо понимать. Когда-то Гоголь сказал: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так, похоже, авторы театральной реформы у нас в правительстве полагают, что потоки добра уже буквально захлестнули родное отечество?
— Да нет. Всё гораздо проще. Помните, ещё Чехов предсказывал, что случится не только с Россией, но и с её культурой, если появится грядущий хам. Так вот, в последнее десятилетие прошлого века он появился. Пришёл новый Лопахин. Он не похож на чеховского, у него не тонкая и нежная душа, не длинные пальцы… Он абсолютно другой. У нашенского Лопахина жёлтые ботинки. Он говорит: «Господа, а зачем нам нужен бесцельный «Вишнёвый сад?» Наше-то имение мы выставим на торги, продадим, разделим на дачные участки. И на фига нам этот театр!?». Ему даже в голову не приходит — да и откуда может прийти!? — понимание того, что наш репертуарный театр — уникальное явление, аналога которому в мире нет. Театр в России — это единственный дом, где пока ещё ждут человека. Ждут не для того, чтобы отнять последнюю копейку, а взамен предложить наркотик и довести пошлость и цинизм до температуры кипения. В театре стараются приобщить к вечным ценностям культуры и духа. Помните, у Булгакова: «За окнами чума, а в доме Турбиных, за кремовыми шторами, свой особый мир». Вот театр — это и есть свой особый мир. За окнами нашего дома пока ещё чума, пока ещё чумазый рынок, пока криминалитет правит бал. А на сценических подмостках пока ещё, слава богу, продолжают учить человека быть Человеком! Продолжают потрясать и сотрясать наши сердца содроганием после совершённого злодейства или восхищением перед удивительной стойкостью и мужеством человека.
— Только, по-моему, уже далеко не все театры идут этой дорогой, которая должна была привести нас к Храму?
— Вы правы, многие уже давно с неё свернули на обочину и там работают «проктологами» и помойщиками, приобщая нас к сомнительным прелестям разнокалиберной «малины». Но, к счастью, остались театры, проповедующие торжество человеческого духа, восстанавливающие историческую справедливость. И в этом ряду среди заметных российских коллективов — ваш театр! Он, как мне представляется, и есть тот самый рыцарь не печального, но истинно театрального образа жизни, который привёз в Москву уникальный проект «Единое культурное пространство России». И, быть может, заставил всех, кому близок и дорог театр, серьёзно задуматься о том, что это пространство очень скоро может остаться без культуры.
— Потому что, как ни печально сознавать, но власть предержащим сегодня культура не нужна. Да и когда она была нужна!?
— Тут, при всём желании, я не могу вам возразить. Как говорится, печально, но факт. И тем более обидно, когда в ряду национальных программ, при том невиданном нефтедолларовом водопаде, не снившемся даже коммунистам, не нашлось в этом году место культуре.
— А что же может случиться, если нам, не дай бог, всем миром не удастся добиться «охранной грамоты» для российского театра?
— Тогда мы потеряем единственное место, где толпа, по Томасу Манну, превращается в нацию.
— Неужели и выхода нет?
— Выход всегда есть. Я готов поговорить с вологодским губернатором В.С. Позгалевым, который у себя вот уже 10 лет проводит замечательный фестиваль «Голоса истории». Ваш иркутский губернатор, чей проект по достоинству оценили московские СМИ, ещё два-три российских губернатора, кому дорог театр, по-моему, должны объединить усилия. В их руках авторитет, власть, бюджет. Они строят новую жизнь в регионах. А её неотъемлемая часть — создание подлинного искусства: костры, зажжённые на вершинах. Они освещают путь человечеству. Так, по-моему, когда-то сказал П.Д.Корин. А я говорю: «Команды тушить эти костры пока не было…».