Борис Розенраух: "Достичь эффективности, сохраняя ответственность"
Борис Матвеевич Розенраух родился 25 декабря 1948 года в городе Улан-Удэ. В 1972 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности "Тепловые и электрические станции". Имеет отраслевые награды "Почётный энергетик", "Почётный работник ТЭКа". В ОАО "Иркутскэнерго" работает с 1982 г. С 1994 г. - заместитель генерального директора по капитальному строительству ОАО "Иркутскэнерго". С 1997 г. - заместитель генерального директора по экономическим вопросам ОАО "Иркутскэнерго". С 2000 г. - заместитель генерального директора по финансовым вопросам ОАО "Иркутскэнерго". С 2001 г. - директор по экономике ОАО "Иркутскэнерго". С августа 2002 г. - и.о. заместителя генерального директора по экономике ОАО "Иркутскэнерго". С сентября 2002 г. - заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО "Иркутскэнерго". С января 2004 г. - директор по продаже энергоресурсов ОАО "Иркутскэнерго".
Для того, чтобы соответствовать требованиям современности в энергосбытовой деятельности, необходимо постоянно совершенствовать подходы, находить новые решения. В ОАО «Иркутскэнерго» это понимают и, что немаловажно, при выполнении поставленных бизнес-задач осознают всю ответственность за регион и проживающих в нём жителей. Об этом и о многом другом более подробно — директор по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутск-энерго» Борис Розенраух.
— В последние 10-15 лет сбытовая деятельность стала одной из ключевых для всех энергокомпаний страны. Каким образом шло встраивание «Энергосбыта» в новую экономическую модель?
— Безусловно, энергосбытовая деятельность в условиях реформирования отрасли является одним из приоритетных направлений для любой энергокомпании. Наша способность обеспечить оплату за отпущенные энергоресурсы напрямую определяет эффективность деятельности энергокомпании в целом. За названный период сбытовыми структурами была осуществлена колоссальная работа по обеспечению доходной части бюджета ОАО «Иркутск-энерго». На базе фирмы «Энергосбыт» были выделены как новые административные структуры (дирекция по работе с дебиторской задолженностью, управление оптовой торговли электрической энергией, отдел анализа потребителей), так и несколько дочерних компаний, осуществляющих сбытовую деятельность на иных, нежели у «Энергосбыта», принципах («Ангарская теплосбытовая компания», «Иркутская городская теплосбытовая компания», «Электросбыт», «Ирмет»).
Из года в год совершенствовались бизнес-инструменты, способствующие повышению уровня сбора платежей, снижению потерь, диверсификации форм оплаты — всё это дало возможность для эффективного функционирования сбытовой деятельности сегодня. В результате работы за последние три года ежегодная реализация составляет более 100% от объёма отпущенной энергии (с учётом гашения дебиторской задолженности). Если говорить о проблемных направлениях, то это, конечно, дебиторская задолженность перепродавцов, населения, бюджетных организаций, над чем мы и работаем.
— Как изменились объёмы и структура дебиторской задолженности в последние годы?
— В последние три года наблюдается тенденция к существенному снижению дебиторской задолженности. Если раньше она составляла 5 млрд.рублей, то сейчас она сократилась до 3 млрд.рублей при обороте ОАО «Иркутскэнерго» 22 млрд.рублей. Благодаря жёсткой системной работе по взысканию долгов нам удалось снизить величину оборачиваемости дебиторской задолженности почти в два раза, с 101 дня до 55 дней. При этом были практически полностью ликвидированы долги федерального оптового рынка, которые тянулись с начала 90-х годов, а также долги АО-энерго, входящих в состав РАО ЕЭС России.
Мы сумели добиться стабильной и динамичной оплаты за потреблённые энергоресурсы крупных промышленных предприятий Иркутской области. Хотя ещё в 2001 году были серьёзные долги у таких предприятий, как «Саянскхимпласт», «Усольехимпром», «Братский ЛПК», «Усть-Илимский ЛПК», за последние 3-4 года эти долги были погашены. Сегодня львиную долю дебиторской задолженности, около 1,5 млрд.рублей, формируют предприятия ЖКХ и оптовые перепродавцы.
— Какие методы вы используете, чтобы её сократить?
— Мы стараемся, прежде всего, понять проблемы потребителя, предложить ему приемлемые формы расчётов, например, рассрочка платежей, оплата не по факту потребления, а по 1/12 годового объёма и др. При этом нам приходится нести дополнительные затраты, поскольку зимой отпуск товарной продукции гораздо больше, и мы вынуждены использовать заёмные средства для финансирования текущих операций. По отношению к нерадивым плательщикам энергокомпания использует методы прокурорского воздействия. В последнее время при взыскании долгов мы активно применяем судебную практику, исполнительное производство. Сегодня долги населения составляют значимую долю дебиторской задолженности, поэтому мы пытаемся активизировать работу с данной категорией. Иногда мы вынуждены идти на крайние меры, поскольку любые неплатежи потребителей могут повлиять на объёмы ремонтных работ, которые проводит ОАО «Иркутскэнерго», на объёмы топливных запасов… И несоблюдение элементарных обязательств со стороны недобросовестных плательщиков ставит под угрозу надёжность энергоснабжения для остальных потребителей, которые производят оплату своевременно и в полном объёме. Конечно, допустить подобное мы не имеем права.
С 1 апреля текущего года вступила в действие новая схема оплаты за потреблённую электроэнергию. Мы отказались от системы самообслуживания и ввели новую, более удобную форму расчётов — выставление счетов. Если раньше абонент самостоятельно снимал показания со своего счётчика, то теперь этим будут заниматься работники «Энергосбыта». На мой взгляд, это позволит более точно отслеживать фактическую оплату реального потребления, что в дальнейшем будет способствовать только снижению дебиторки.
— В ходе реформирования энергетической отрасли был запущен сектор свободной торговли. Какие позитивные моменты от присутствия «Иркутскэнерго» в ССТ вы можете выделить?
— Основная суть реформирования энергокомпаний — это разделение монопольного и конкурентного видов бизнеса и, соответственно, установление в конкурентной части (генерации) рыночных отношений. С мая прошлого года в Сибири был запущен сектор свободной торговли (ССТ). Этот сектор касается, прежде всего, торговли за пределами области, а субъектами ССТ, как правило, являются АО-энерго и крупные потребители. Стоит отметить, что ни один из потребителей области не участвует в ССТ, поскольку тарифы на электроэнергию внутри Иркутской области существенно ниже. К тому же для того, чтобы выйти на оптовый рынок, необходимо пройти сложную процедуру получения статуса участника. В ССТ сегодня потребитель имеет право купить до 15% энергии, а производитель — продать не более 5% энергии, вырабатываемой на ТЭЦ и до 2%, вырабатываемых на ГЭС. Второй сектор, который начал работать с 20 ноября, — это балансирующий рынок, т.е. если в ССТ торговля производится за двое суток до фактических поставок, то балансирующий рынок — это торговля почасовыми отклонениями, которые возникают в оперативном режиме. В обоих секторах цены регулируются самим рынком.
Конечно же, относительно соседей ОАО «Иркутскэнерго» обладает более эффективными мощностями и является вполне конкурентоспособной компанией, грамотно управляющей своими издержками. Это позволяет нам реализовывать энергию с большей прибылью, так как в соседних регионах она дороже. К примеру, в марте-апреле в некоторые дни мы продавали электроэнергию по 50 копеек за 1 киловатт-час.
К позитивным моментам от участия в рынке я бы отнёс и опыт качественного планирования уже на более высоком уровне — в почасовом интервале. Был скорректирован процесс взаимодействия и информационный обмен между диспетчерами, персоналом электростанций, специалистами энергосбытового блока.
В целом у ОАО «Иркутскэнерго» появилась возможность получения дополнительных доходов как в конкурентных продажах, так и в секторе отклонений.
— В скором времени будет запущена новая модель оптового рынка, предполагающая введение регулируемых двусторонних договоров (РДД), расскажите о ней поподробней.
— Сегодня оптовый электро-энергетический рынок России поделён на три сегмента: регулируемый сектор, сектор свободной торговли и балансирующий рынок. После преобразований регулируемый сектор рынка заменит система двусторонних договоров, а конкурентный сектор будет модифицирован в рынок на сутки вперёд (торги будут осуществляться с поставкой «на завтра»).
Согласно новой модели рынка РДД каждый потребитель привязывается к производителю на несколько лет. Сама регулируемая цена будет определяться как базовая на 2007г. и далее — по формуле цены будут утверждаться Федеральной службой по тарифам.
Ежегодно сектор РДД будет уменьшаться на 15%, что в конечном итоге приведёт к полностью конкурентному ценообразованию. В рынке на сутки вперёд будут продаваться/покупаться все объёмы, следовательно, будут сняты все ограничения на продажу по свободной цене. Таким образом, рынок РДД послужит переходной ступенью к новой модели рынка.
Помимо РДД существует тема прямых договоров, хотя она ещё достаточно «сырая» с точки зрения правовой основы. Но такая возможность есть, и будет развиваться.
— Свободный рынок работает уже год. Какие плюсы и минусы вы отметили за это время, удалось ли повлиять на его работу?
— Сегодня в энергозоне Сибирь в отдельные часы мы занимаем до 42% доли рынка и во многом определяем ценовую политику. Нам удалось полноценно вписаться в новые условия рыночной конструкции и достойно представлять интересы ОАО «Иркутскэнерго» на свободном рынке. Из существенных преимуществ я бы выделил отсутствие задолженности между поставщиками и покупателями. Потребитель, купивший нашу электро-энергию, должен за 2 дня до поставки перечислить нам денежные средства, в противном случае он будет отстранён от участия в торгах. Также к положительным моментам можно отнести то, что у энергокомпании появилась возможность не только продавать, но и покупать электроэнергию, в те периоды, когда это нам выгодно. Для того, чтобы заместить собственную, более дорогую, конденсационную выработку, ОАО «Иркутскэнерго» в 2005 году приобрело 1,5 млрд.кВт-ч, а реализовало за пределы Иркутской области 5 млрд. кВт-ч. Более того, благодаря ценам, которые существуют на рынке, в дополнение к нашим гидроэлектростанциям для участия в торгах были выведены и тепловые станции, что позволило выгодно продавать конденсационные мощности. А это, в свою очередь, положительно сказалось как на энергокомпании, так на внутренних потребителях, поскольку условно-постоянные затраты по содержанию этих станций стали возмещаться не только за счёт потребителей области, но и при продаже на внешний рынок. Соответственно, мы можем себе позволить сдерживать розничные тарифы в Иркутской области.
— Ещё одна важная тарифная тема — это ликвидация перекрёстного субсидирования. Какова позиция «Иркутскэнерго» в этом вопросе и как это может отразиться на социально-экономическом положении региона?
— Конечно, наименее затратным для нас способом, особенно с точки зрения сбыта, было бы обеспечение минимальных тарифов для населения, а всё финансовое бремя приходилось бы на крупный бизнес, с использованием «метода рубильника» при неплатежах. Но мы понимаем, что наша продукция, по большому счёту, не является конечной и от уровня энерготарифов зависит развитие и конкурентоспособность крупных промышленных предприятий Иркутской области. А это, в свою очередь, и дополнительные рабочие места, и налоговые отчисления в местный бюджет. Поэтому, чтобы не спровоцировать социально-экономический спад в регионе, ОАО «Иркутск-энерго» стремится создать такие условия, при которых каждый потребитель будет оплачивать реальные затраты за полученные энергоресурсы. Если это крупное предприятие, то стоимость передачи по высокому напряжению существенно ниже, чем для населения, которое получает электроэнергию по низкому напряжению.
Мы поддерживаем позицию правительства РФ в отношении поэтапной ликвидации перекрёстного субсидирования, которая подразумевает более опережающий рост тарифов для населения, нежели для крупной промышленности. У ОАО «Иркутскэнерго» есть понимание, что если тарифы на электроэнергию для крупного бизнеса не позволят ему конкурировать на внешних рынках, то в результате пострадают и население, и местные бюджеты. В то же время смещение товарной продукции в зону наиболее проблемных потребителей вызывает дополнительные затраты по сбыту при возмещении средств за потреблённую электроэнергию, а также дополнительные риски в виде многолетней дебиторской задолженности. Тем не менее мы на это идём, сознавая свою социальную ответственность перед жителями региона.
— Судя по последним данным, сейчас бюджеты не испытывают особых проблем с оплатой текущего потребления. Так ли хорошо дела обстоят и с населением, и с оплатой субсидий и льгот, что также связано с бюджетами?
— Исходя из анализа расчётов с бюджетными потребителями всех уровней, по итогам пяти месяцев текущего года особых проблем не испытывает, прежде всего, областной бюджет, задолженность которого на 1 мая 2006 года составила 6,2 млн.рублей. По муниципальным бюджетам ситуация достаточно сложная, общая сумма долга составляет 70,6 млн.рублей, а прирост дебиторской задолженности — 15,7 млн.рублей. К числу проблемных городов можно отнести города Усть-Илимск, Черемхово, Зима, Усолье-Сибирское и Усть-Ордынский округ. В отношении субсидий и льгот в прошлом, 2005 году, мы сумели получить и от области, и от территорий те средства, которые должны быть направлены на покрытие предоставляемых нами льгот населению. Можно сказать, что 2005 год был первым, когда ОАО «Иркутскэнерго» в большей степени было удовлетворено работой главного управления социальной защиты. Хотелось бы надеяться, что эта тенденция будет продолжена. Сегодня нас беспокоят вновь созданные муниципальные образования, во главе которых стоят люди, порой не готовые заниматься проблематикой расчётов за потреблённые энергоресурсы. В связи с чем есть все основания предполагать, что вместе с увеличением количества субъектов будут прогрессировать и проблемы, связанные с возмещением выпадающих доходов. По крайней мере, результаты первого квартала 2006 года нас не устраивают.
— Ещё один вопрос, напрямую связанный с бюджетом и муниципальными образованиями, — это оптовые предприятия-перепродавцы. Как вы с ними работаете сегодня и каковы цели на будущее?
— Специфика энергетической отрасли в том, что мы производим и реализуем такой товар, который не может складироваться и храниться на оптовых базах. Наш продукт производится и потребляется единовременно. Поэтому весь технологический процесс — от выработки энергии до её поставки конечному потребителю — должен быть сосредоточен в одних руках. На мой взгляд, в данной ситуации функция оптовых предприятий-перепродавцов лишена смысла. Это искусственно созданное звено нарушает неразрывность технологического процесса и требует дополнительных административных расходов. В свою очередь, ОАО «Иркутск-энерго» готово нести ответственность за всю цепочку — от производства до потребления, что позволит сократить затраты на обслуживание, оптимизировать кадровую политику, повысить эффективность эксплуатации сетей, включая снижение потерь тепло- и электроэнергии. Сегодня ОАО «Иркутскэнерго» удалось убедить большинство мэров в разумности такого подхода, в связи с чем энергокомпании были переданы в аренду тепловые сети в таких городах, как Братск, Ангарск, Черемхово, Усть-Илимск, Иркутск. Уже сейчас заметны изменения в качестве эксплуатации, которые в конечном итоге позволят сократить тепловые потери и существенно уменьшить риск аварийных ситуаций на вновь принятых сетях.
Посредники вызывают немало нареканий и с точки зрения сбытовой деятельности, поскольку занимают существенную долю в составе дебиторской задолженности, и в тарифах.
— Говоря о потерях в сетях, других затратах, нельзя не упомянуть о потерях, об энергосбережении, в том числе в тепловом бизнесе. Вы говорили, что являетесь сторонником даже снижения отпуска тепла при условии его 100-процентной оплаты. Что этому мешает и какие шаги предпринимаются в этом направлении?
— Если потери не обусловлены технологическими нормативами, то региональная энергетическая комиссия не включает нам эти затраты в тариф при его утверждении, поэтому мы вынуждены покрывать их за счёт собственной прибыли. Потери в сетях перепродавцов и во внутридомовых сетях во многом формируют завышенные обязательства по оплате населением и другими потребителями. Факторов, которые способствуют превышению потерь, множество — от нерационального использования тепла потребителями до неудовлетворительного состояния внутридомовых систем отопления. Со своей стороны, мы прилагаем максимум усилий, чтобы отпущенная нами тепловая энергия разумно расходовалась. В межотопительный период ОАО «Иркутскэнерго» активно работает с потребителями, добиваясь от них качественной подготовки к началу отопительного сезона, вплоть до привлечения к этому процессу ремонтных и эксплуатационных структур энергокомпании. Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы поставляемое нами тепло использовалось по назначению, чтобы потребитель платил исключительно за фактически потреблённую тепловую энергию. Но, к сожалению, как показывает практика, добросовестный подход чужд многим перепродавцам и потребителям, в связи с чем и возникают потери, бремя возмещения которых порой ложится на ОАО «Иркутскэнерго».
ОАО «Иркутскэнерго» заинтересовано в увеличении отпуска энергии в том случае, если это будет сопровождаться появлением дополнительных площадей (строительство жилья, офисных и производственных мощностей), но ни в коем случае не ростом потерь. Снижения отпуска тепла можно достичь тогда, когда потребители займутся энергосбережением, а ЖЭКи будут более ответственно подходить к вопросу наладки внутридомовых систем отопления.
Ещё одна из проблем — это приборы учёта. Хотелось бы сразу развеять иллюзии многих потребителей, характеризующих прибор исключительно как механизм экономии. На самом же деле прибор учёта можно сравнить с медицинским градусником: измерил температуру — и при отклонениях от нормы уже предпринимаешь меры для выздоровления, а сам по себе градусник не лечит. Поэтому прибор учёта — это средство, позволяющее выявить скрытые проблемы у потребителей, которые в любом случае придётся им же и устранять.
— В рамках реформирования отрасли, которое предполагает разделение по видам деятельности, какие вы видите плюсы и минусы для сбытовой деятельности?
— Мировая энергетика не даёт однозначного ответа на вопрос: разделение энергокомпании по видам деятельности — это правильный или неправильный путь? Более того, существенная часть разделившихся зарубежных компаний возвращается обратно к вертикально-интегрированной структуре (Великобритания, США). Поэтому сегодня ОАО «Иркутскэнерго» работает по принципу «не бежать впереди паровоза». Основное законодательное требование мы выполнили: генерация и транспорт разделены. А поскольку нет жёсткого требования делить сбыт и генерацию, то было принято решение оставить их в единой вертикально-интегрированной структуре. Это позволит нам сохранить конкурентное преимущество компании, наших потребителей — всего региона. Если бы сбыт и генерация были поделены, то снизились бы управляемость и надёжность компании, а это повысило бы социально-экономические риски (включая рост тарифов). Энергетика является инфраструктурной отраслью, поэтому ко всем судьбоносным решениям мы подходим основательно и взвешенно.
Беседовала Полина СТАВРОВА