Заложники кризиса. Региональная власть оказалась в положении работников гидролизных заводов
В понедельник был остановлен Тулунский гидролизный завод (ТГЗ), а на Бирюсинском гидролизном заводе (БГЗ) была объявлена голодовка. Контроль за обоими предприятиями в начале мая был передан областным властям. Уже на правах собственника обладминистрация, чтобы вывести заводы из кризиса, решила передать принадлежащие им объекты социальной инфраструктуры (котельные и очистные сооружения) на баланс муниципалитетов. Мэр Тулуна Виктор Пивень считает, что это невозможно, а депутаты Заксобрания - что ему некуда деваться и придётся принять социалку. Скорее всего, в дальнейшем освобождённые от груза долгов и социалки заводы будут проданы, если, конечно, найдётся покупатель.
Производство на БГЗ остановлено в конце ноября 2005 года. В конце прошлого года на заводе прошла акция протеста с требованием погашения долгов по зарплате. С 25 ноября по 16 декабря 2005 года в ней приняли участие около 200 работников завода. Они требовали возобновить нормальную работу предприятия, сменить генерального директора. Долг по зарплате был погашен за счёт средств, предоставленных из бюджета Иркутской области в объёме 22 млн. руб. (они были возмещены в конце декабря из федерального бюджета). Новый директор — Евгений Михалёв — избран на собрании акционеров в феврале 2006 года. В сентябре 2005 года на БГЗ было введено наблюдение, в апреле 2006 года — конкурсное производство сроком на один год.
В ходе подготовки к референдуму по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа иркутская обладминистрация выпросила у федеральных властей в свою собственность пакеты акций обоих заводов. Президент своим Указом «О мерах социальной поддержки Иркутской области и УОБАО» поручил правительству акции передать. 2 мая начался процесс передачи. По данным обладминистрации, сейчас процесс закончен и ТГЗ принадлежит области на 49%, а БГЗ — на 51% (остальные акции находятся в собственности у работников и менеджмента заводов). С 15 мая на ТГЗ начались сокращения персонала, а 29-го завод был полностью остановлен на летнюю профилактику, которая постепенно должна перерасти в консервацию производства до того времени, пока не будет решена судьба предприятия. С тулунского завода уволен почти весь персонал (около 600 человек), по планам его руководства остаться должны были только начальники цехов (около 30 человек) для того, чтобы следить за оборудованием и не допустить его кражи. Одновременно с понедельника на БГЗ началась голодовка части персонала — рабочие требуют выплатить долги по зарплате в сумме 8,6 млн. руб. А в среду на заводе прекращена работа котельной и подача горячей воды для города.
Ещё во вторник замгубернатора по экономическим вопросам Сергей Воронов заявил журналистам, что сейчас все действия областных властей направлены на вывод обоих предприятий из кризиса. Воронов утверждал, что уже до конца 2006 года будет разработана программа анти-кризисного управления и решён вопрос о дальнейшей судьбе обоих предприятий — будут ли их восстанавливать или начнут процедуру так называемого «управляемого банкротства». «Мы сожалеем, что заводы в последние годы бездарно управлялись государством. Из них можно сделать высокоприбыльные предприятия», — сказал замгубернатора. «Конкурент» в течение двух последних недель пытался добиться комментариев относительно судьбы заводов от курирующего ТГЗ и БГЗ замгубернатора Павла Вибе, но тот хранил молчание. Между тем процедура «управляемого банкротства» предполагает освобождение от социальной нагрузки на предприятиях — вывод из их состава котельных и очистных, обслуживающих прилегающие городские районы, введение конкурсного управления (причём конкурсным управляющим должен быть представитель обладминистрации, что и должно придать процессу «управляемость») и продажу производственных активов новым собственникам.
Как сообщило в пятницу информагентство «Регнум», на совещании в четверг, которое проходило за закрытыми дверями, обсуждалась судьба обоих заводов. На баланс Тайшетского района предлагается передать котельную и очистные сооружения БГЗ, Тулуну отойдёт только котельная ТГЗ. Котельная БГЗ обеспечивает теплом и горячей водой Бирюсинск с населением 10 тыс. человек. Очистные сооружения Бирюсинска также находятся на балансе завода. Котельная ТГЗ отапливает два микрорайона Тулуна (в городе проживает около 53 тыс. человек).
По неофициальной информации, Павел Вибе намеревался сделать заявление после совещания, но в последний момент по какой-то причине передумал и был недоступен для комментариев. На рабочем месте отсутствовали мэр Тайшетского района Анатолий Зелезинский и его заместители. Зато доступный для журналистов мэр Тулуна Виктор Пивень явно был не рад перспективе получить котельную завода. Он заявил, что это невозможно ни технически, ни юридически, так как котельная включена в технологический цикл завода и без него работать не сможет. Кроме того, по словам мэра, город не потянет содержание такого объекта. Мэр также заявил, что уволенные с завода рабочие должны получить двухмесячную компенсацию, сейчас они находятся в двухмесячном же отпуске. После истечения времени отпуска рабочие должны будут встать на учёт в местном центре занятости, который, в свою очередь, «будет работать с горадминистрацией по вопросу их трудоустройства», до тех пор Пивень не может ничего сказать о будущей судьбе тулунских гидролизников.
Один из депутатов Заксобрания на условиях анонимности пояснил корреспонденту «Конкурента», что Пивеню придётся принять на баланс котельную завода, так как это определено законом 131-ФЗ, регулирующим передачу собственности между различными уровнями власти. Причём, по мнению депутата, передача не предполагает каких-то фактических изменений в режиме работы, и, скорее всего, город получит все необходимые субсидии из областного бюджета на содержание объекта.
Как сообщает информагентство «Сибирские новости», председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Максим Сурнин, принимавший активное участие в судьбе обоих заводов, также считает, что на ТГЗ необходимо начать процедуру «управляемого», или «контролируемого», банкротства и разделить социальную и производственную составляющие. Он предложил аналогичный вариант, описанный выше. На базе ТГЗ, считает Сурнин, целесообразно создать предприятие, которое не будет обременено долгами и продолжит производственную деятельность. По мнению депутата, остановка производства — «это шаг, продиктованный жизнью, а не чья-либо прихоть». «Какой смысл производить нерентабельную продукцию?» — вопрошает законодатель. По его словам, даже если будет произведено перепрофилирование завода, на котором настаивает руководство предприятия, то остановка завода — это правильное решение в преддверии перехода на другую продукцию.
В то же время Сурнин заявил «Конкуренту», что официальную позицию его комитет озвучит на заседании 14 июня и на сессии 21 июня, «если до этого обладминистрация не представит реальный план действий и в этом будет необходимость». Из чего можно сделать вывод, что депутат также не в курсе решений областных чиновников о судьбе заводов.
Пока известно лишь, что, по сообщению депутата от Тайшетского избирательного округа Сергея Мутовина, на лицевые счета работников БГЗ в пятницу поступили средства для погашения части задолженности по зарплате (47%) за март — апрель. Когда будет погашена остальная часть — не известно, возможно, это произойдёт на следующей неделе, отметил он. Часть работников БГЗ всё же продолжает акцию протеста, требуя полного погашения задолженности по зарплате и возобновления работы завода.
До сих пор не ясно, из каких средств будут в дальнейшем погашаться долги заводов и выплачиваться зарплата их работникам. Если раньше это делал областной бюджет, а потом его потери компенсировал федеральный, то теперь груз долгов ляжет либо на плечи и так дефицитной региональной казны, либо долги будут гаситься за счёт продажи основных фондов предприятий.