Пилюля для фармацевта
Аптечный рынок Приангарья в последние годы развивается быстрыми темпами. Город Иркутск сегодня занимает третье место по России по потреблению лекарств на душу населения, больше нас тратят деньги на медикаменты только жители Москвы и Санкт-Петербурга. По данным Иркутскстата, в 2005 году оборот розничного фармацевтического рынка области - около 2 млрд. 257 млн. рублей. В текущем году розничная продажа лекарств составила 1 млрд. 223 млн. рублей. Эти цифры с каждым годом растут. В 2005 году, по сравнению с предыдущим, оборот вырос на 12,1%. А в 2006-м он уже равен 128% к соответствующему периоду прошлого года. Примерно половина от реализованной фармацевтики приходится на областной центр.
На сегодняшний день рынок области поделен на две большие части — частный бизнес и государственный. Государственных и муниципальных предприятий — 565 (52,8%), негосударственных — 505 (47,2%). И тот, и другой сектор представляют аптечные сети и одиночные аптеки. Председатель фармацевтического комитета Иркутской области Галина Матула считает, что фармацевтический рынок Иркутска и Иркутской области находится на очень высоком уровне. С этим утверждением согласились все опрошенные эксперты. Заведующая сетью аптек «Русичи» Татьяна Рыжова уверена, что «если лекарства нет в Иркутске, то его, скорее всего, нет во всей России». Степень информатизации рынка тоже высока. Более того, в городе работает информационный центр «Аптекарь», там людям могут посоветовать, где найти необходимое лекарство.
В среднем по России на одну розничную точку реализации медикаментов приходится по 3 200 человек. В Иркутске эта цифра примерно 1 800 человек. Это один из самых низких показателей в стране, обусловленный очень высокой конкуренцией среди местных аптек.Только в Иркутске находится 123 аптеки или сети аптек. Заместитель руководителя Иркутскстата Матильда Гусельникова сообщила, что по Иркутской области сейчас насчитывается 60 крупных и средних фармацевтических предприятий, половина из которых находится в областном центре.
К наиболее крупным аптечным сетям относятся ООО «Аптека «Авиценна», ООО «Фармгарант», ООО «Эскулап», ООО «Селеста», ООО «Эко-ХИМ», ООО «Русичи», МУФП «Аптека 103», МУФП «Аптека 80», МУФП «Аптека 147». Всего на территории Иркутской области работает 1070 фармацевтических учреждений, занимающихся оптовой и розничной реализацией лекарств и изделий медицинского назначения. Это на 18 учреждений меньше по сравнению с тем же 2004 годом, когда фармацевтических учреждений было 1088. Можно констатировать, что за последние два года рынок прекратил активное расширение.
Более того, по мнению генерального директора аптечной сети «Авиценна» Татьяны Муниной, сейчас фармацевтический рынок Иркутска приблизился к некой точке развития, когда его ёмкость достигла своего предела. «В ближайшее время на рынке произойдут изменения», — считает Татьяна Мунина. Трудно назвать это громким словом «передел». Возможен приход московских сетей. Существует мнение, что это вопрос ближайших лет. Скорее всего экспансия будет осуществляться через поглощения. Не стоит забывать: на рынке остаётся такой лакомый кусочек, как муниципальная сеть. Возможно, она будет приватизирована, как это уже происходит в других крупных городах.
Конкуренция цен
Наценка на лекарства регулируется государством. В зависимости от закупочной стоимости препарата она дифференцируется от 35 до 15%. Отдельно регламентируется наценка на жизненно важные лекарства.
По данным Иркутскстата, в прошедшем году по сравнению с 2000 годом розничные цены на медикаменты, безусловно, выросли. Однако, если сопоставить их с 2004 и 2005 годами, прослеживается крайне незначительная тенденция понижения стоимости лекарств — в пределах 1%. По данным фармацевтического комитета Иркутской области, средняя наценка на аптечный товар по Иркутску составляет 23%, самая маленькая — 17%, самая большая — 28%.
Татьяна Рыжова, в свою очередь, считает, что жёсткая конкуренция никак не отражается на розничной наценке лекарств, именно по причине государственного регулирования. Средняя наценка в аптеках «Русичи», по её словам, составляет 25%. «По нашим данным, мы находимся в середине шкалы наценок, — отмечает Татьяна Мунина. — На ней нужно не только выжить, но ещё и развиваться. Это очень сложно. Мы не можем позволить себе работать на предельно низких наценках и никогда не будем этого делать. Это наша осознанная позиция, которой мы будем придерживаться». Годовой оборот аптечной сети «Авиценна» в 2005 году составил 380 млн. рублей. По данным фармацевтического комитета, оборот отдельной аптеки — 4,56 млн. рублей.
Директор ООО «Росфармация» Лариса Семёнова и заместитель директора Елена Бухольцева единодушны в том, что существует тенденция монополизации аптечного рынка. Крупные фармацевтические сети устраивают ценовой демпинг за счёт большого товарооборота. «Росфармация» не исключает, что вскоре на рынке останутся одна-две крупные сети, а остальные либо закроются, либо будут поглощены более крупными игроками, которые и станут диктовать цены. Отдельным аптекам придётся ещё хуже, как только оптовые сети начнут открывать розничные магазины с низкими ценами на продукцию. Открытие таких пунктов продаж сейчас планируется в Москве и, возможно, дойдёт до нашей области. Уже сейчас мелким сетям и отдельным аптекам выживать трудно. Монополизация аптечного рынка наблюдается уже на примере оптовых поставщиков. Раньше в регионе работали по 15-20 поставщиков, сегодня — только 4 крупных московских поставщика. Безусловно, это даёт гарантию качества лекарства, так как они выстраивают отношения напрямую с фабриками. Однако теперь в области не осталось оптовых поставщиков — местных налогоплательщиков.
Все эксперты отметили, что существующие низкие наценки практически не оставляют аптекам средств на развитие и делают бизнес отдельных аптек нерентабельным. Впрочем, низкий процент наценки — не гарантия низких цен на лекарства, потому что поставщик продаёт продукцию по своим ценам.
Рецепт выживания
В таких жёстких условиях всё труднее становится выжить аптекам-одиночкам. Елена Бухольцева и Лариса Семёнова считают: для того, чтобы остаться на плаву, отдельной аптеке необходимо повышать уровень обслуживания. Например, можно проводить консультации, измерять давление, вес клиентов и работать с постоянными покупателями, предусматривать систему скидок, дисконтные карты, продавать не только лекарства, но и биологические добавки, средства гигиены. Муниципальные аптеки пытаются выжить за счёт объединения. Так, в Шелеховском районе все муниципальные аптеки работают в единой сети, включая аптечные пункты в отдалённых посёлках.
Отдельным аптекам трудно существовать и в связи с катастрофической нехваткой кадров. Набор на фармацевтический факультет Иркутского медуниверситета сократился со 150 до 75 человек, закрылось 2 фармацевтических училища. К тому же идёт отток специалистов в более крупные сети. «Нехватка кадров — общероссийская проблема, — отмечает Татьяна Мунина. — Закон требует, чтобы за прилавком в аптеке стоял человек со специальным образованием, а фармацевтических факультетов в России не так уж много. В Иркутске он есть. С одной стороны, медицинский университет ежегодно выпускает новые кадры. Многие вчерашние студенты остаются в Иркутске, и это стало одной из причин активного развития фармрынка. Высокая степень развития рынка опять же приводит к кадровому дефициту».
Директор аптечной сети «Моби», состоящей из двух аптек, Евгений Волков настроен более пессимистично. Он считает, что у мелких фармацевтических сетей практически нет шансов выжить в условиях нынешнего рынка, который не оставляет им возможности конкурировать с более крупными игроками. Для получения прибыли необходим большой объём товаров, который невозможен при наличии в сети 2-3 аптек. Кроме того, мелким сетям достаются помещения в невыгодных, отдалённых местах, что также снижает продажи. На приобретение недвижимости в более удачных районах нет средств. Становится всё труднее найти средства даже на оплату аренды. «Думаю, что мелким фармацевтическим сетям и отдельным аптекам остаётся один выход — закрываться, — заявил Евгений Волков. — Возможно, этот процесс завершится уже к 2008 году, когда КУМИ распродаст с аукциона все государственные помещения, в которых располагаются аптеки».
Некоторые молодые и ещё не очень развитые сети выживают за счёт размещения своих точек в тех местах, где нет конкуренции. Другие, напротив, вкладываются в развитие пунктов продаж в центре города, в местах с высокой концентрацией потенциальных покупателей. Но из-за роста конкуренции снижать и без того низкие наценки никто не собирается.
Куда фишка ляжет
Специалисты считают, что ещё один возможный вариант развития рынка — его диверсификация. «Мы поняли, что время универсальных аптек прошло, — говорит Татьяна Мунина. — Сейчас в нашей сети выделено четыре специализированных аптеки. Это аптека с расширенным ассортиментом редких и дорогих препаратов, в состав которой входит салон эстетической и дерматологической косметики, салон ортопедии и медтехники, аптека «Мать и дитя» и, наконец, стоматологическая аптека. Это не означает, что там нет других медикаментов, специализация же идёт в сопутствующем товаре. По этому пути развития пошла сеть «Аппараттека», специализирующаяся на продаже медоборудования и инвентаря».
Однако большинство участников рынка не считают этот вариант развития перспективным для себя. Что касается муниципальных аптек, лишь несколько из них имеют специализацию, например, детская. В сети «Авеллана» ограничиваются тем, что поддерживают разный ассортимент, в зависимости от месторасположения. В спальном районе выбор товара меньше, нежели в аптеке, расположенной в центре.
Приватизацию придержат
По мнению Галины Матула, предпосылки для прихода в Иркутскую область межрегиональных сетей имеются, и это общероссийская тенденция. Пока можно привести только несколько пионеров: московская сеть «36,6», иркутская «Авиценна», которая начала экспансию в Новосибирск. На Иркутскую область, в частности, на Тайшет, положила глаз одна из красноярских сетей. Тем не менее случаев альянса аптек для отпора конкурентам в Иркутске нет, как нет и примеров франчайзинга.
В «Авиценне» подтвердили, что они намерены в ближайшее время довести свою сеть в Иркутске до 25 розничных точек. «Дальше мы начинаем двигаться в двух направлениях, — заявила Татьяна Мунина. — Первое — интенсивное развитие в Иркутске, это развитие технологий. Второе — освоение рынка Новосибирска. Мы открыты для переговоров со всеми, кто захочет сотрудничать или присоединить к нам свой бизнес. Наряду с открытием своих аптек мы будем прорабатывать варианты расширения сети и в этом направлении».
Между тем остаётся открытым вопрос о том, что станет с муниципальными аптечными сетями. Согласно федеральному закону о местном самоуправлении муниципальные аптеки должны быть реорганизованы до 2009 года. «Это дело самих муниципалитетов, — заявила Галина Матула. — За три месяца вопрос не решишь. Но пока время есть». В департаменте здравоохранения Ангарска сообщили, что сейчас готовится к приватизации одна из четырёх муниципальных аптек. Остальные пока не проявляли инициативы. С тем, что спешить в таком важном вопросе не следует, согласна и заместитель главы администрации Шелехова по социальным вопросам Яна Соболь. «Наши аптеки рентабельны и успешно выдерживают конкуренцию с частными структурами. Поэтому ни о какой приватизации в ближайшее время речь не идёт. Любое решение, которое может повлечь за собой далеко идущие социальные последствия, должно быть взвешенным. Наша система работает, и нет смысла её ломать».