издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кеульские умельцы

Селу Новый Кеуль, что в Усть-Илимском районе, всего тридцать лет. Расположено оно в двух километрах от старой деревни, ушедшей на дно рукотворного Братского моря. Деревня была основана ещё во второй половине 17 века, о чём есть упоминание в "Илимской пашне". Нынешние кеульцы хоть и живут на новом месте, но традиции предков почитают.

Бабушкам, которых оторвали от родной земли, Новый Кеуль не понравился. Плутали они по нему, привычные жить в деревне с одной улицей. Правда, осталось этих бабушек немного. Но помнят они многое: как вместо мужиков выходили на рыбный промысел в годы войны, как сами управлялись с сетями на утлых судёнышках в быстрых водах Ангары.

В новом Кеуле планировалось организовать большое животноводческое хозяйство, чтобы снабжать Усть-Илимск молоком да мясом. Да как-то не сбылось — пришли иные времена, и реформы не наладили, а скорее разладили и то, что уже было. Людям пришлось смириться с безработицей. Но спиваться они не стали; наоборот, объединились в стремлении не просто выживать, но жить достойно. Сейчас у всех огороды, домашняя живность. И что особенно ценно — почти у всех для души есть своё заделье.

Возьмём для примера заведующую библиотекой Татьяну Юрченко. С 1996 года она стала ездить с поселковыми ребятишками в экспедиции, собирая экспонаты для задуманного музея, — чтобы родные корни не засыхали. В заброшенных, почти вымерших деревнях находили старинные вещи: мебель, предметы охотничьего и рыболовного промысла, кухонную утварь.

Идея создать свой сельский краеведческий музей вдохновила односельчан. Решили выделить ему помещение в библиотеке. Для многих было внове узнать, что первыми селились в этих местах не русские, а тунгусы. Поэтому и экспозицию начали с макета древнего тунгусского стойбища. За работу взялась выпускница заочного Московского народного университета Людмила Бельчикова. И с какой любовью она воссоздавала эту «стоянку» древнего племени! «Возводила» жилища, вырезала из дерева маленькие фигурки, одевала их в приличествующие времени одежды. Прекрасное пособие получилось! Современным детям важно знать, что кочевой народ, даже снимаясь с насиженных мест, природу оставлял живой — вот и пример, достойный подражания.

Приходят в музей бабушки, рассказывают внукам о старинном укладе. Ведь и у прошлого есть чему поучиться. К музейной экспозиции относятся строго — никакого обмана или «придумок» не терпят. Всё должно быть точно, как бывало когда-то. Зато, останавливаясь у экспонатов, могут не только поведать о том, к примеру, какими сетями ловили ту или иную рыбу, но и наглядно показать, как острогой правильно тайменя «наколоть».

Ребятишкам в музее предметы трогать руками разрешается: позвенеть колокольчиками-ботало для коров, покрутить ручку сепаратора, похожего на мясорубку, поупражняться со ступой или маслобойкой. Им, восприимчивым к красоте да сельскому хозяйскому ладу, так легче открывается притаившаяся в старинных вещах не-броская красота. В одной из деревенек нашли вручную сработанные стулья и тут же углядели, что их ножки напоминают «оленьи ноги». Однажды набрели в одном из подслеповатых домишек на старинную икону. И были потрясены, когда увидели, что провожать её в музей вышли все обитатели деревушки, построившись на берегу Ангары. Одно утешение старожилам — отныне со старинной иконой будет общаться куда больше народу. В музее ей отведено почётное место.

Ну а нынче пополнился музей ещё и тщательно подобранной коллекцией камней, собранных по берегам речушек, впадающих в Ангару. Сердолик, яшма, агат… А там и как бы «сама собой» пришла информация о том, что неподалёку, в бассейне реки Каты, велась промышленная добыча аметистов и горного хрусталя. Как знать, может быть, кто-нибудь из этих приходящих в сельский музей сельских мальчишек и возобновит некогда забытое ремесло и послужит ещё процветанию этого сибирского уголка. Прошлое, оно ведь мудрый советчик — только прислушиваться к нему надо.

Между прочим, и сама библиотека в Новом Кеуле не на последнем месте в районе. Как-никак, а образцовое учреждение культуры. В ней двадцать тысяч книг, газеты, журналы. Более десяти тысяч человек пользуются её услугами. Кстати, стены библиотеки украшены оригинальными картинами на бересте. Взгляд притягивают изделия из дерева, выполненные местными умельцами.

Дома ремёсел как такового в Новом Кеуле нет. Но есть знатные мастера, способные творить чудеса. Например, Роман Зарубин, всю жизнь проработавший ветеринаром, выйдя на пенсию, пристрастился к столярному ремеслу. Начал делать такую мебель, какую даже «город заказывает». Бабушки Бельчикова и Козина, разменявшие десятый десяток, слывут лучшими рукодельницами. От них пошло увлечение вышивками, вязанием, техникой лоскутного шитья.

А ещё славится Кеуль чистыми голосами. Фольклорная группа «Родники» нынче отметит своё тридцатилетие. В ней певуньи по возрасту отличаются: от женщин очень преклонных лет до молодых да пригожих. У всех на глазах неожиданно подросли девчонки, создали свою фольклорную группу — «Горенка». Ну а за ней поднимается «Теремок» — совсем ребячий ансамбль. На конкурсе детского творчества в Усть-Илимске кеульских маленьких певиц всегда на ура принимают.

Вот такой он, этот Новый Кеуль, многогранный и талантливый. Село, «перебравшееся» на новое место, но не порывающее духовной связи со своими истоками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры