От слов - к делу
В последние несколько лет наблюдается существенное потепление в отношениях между Россией и Японией. К настоящему моменту российско-японские отношения достигли беспреце-дентного в своей истории уровня. В 2005 г. российско-японский товарооборот впервые достиг рекордной суммы 10 млрд. долларов, страны сделали реальные шаги к достижению соглашения по ряду взаимовыгодных торговых, инвестиционных и энергетических проектов.
Вместе с тем остаётся требование Японии относительно «северных территорий» — нескольких Южно-Курильских островов. В отношениях между Токио и Москвой сложилась ситуация, в которой нельзя ожидать реального прогресса в давнишнем территориальном споре. Такой результат был предсказуемым, российский президент ещё в сентябре 2005 г. заявил, что российский суверенитет над вышеупомянутыми островами подтверждён международным правом.
В тупике, в который сегодня зашла проблема, следует в большей степени винить Японию. В последние пять лет политика японского правительства по отношению к России отличалась крайней неразберихой из-за разногласий между японскими политиками. Япония то требовала вернуть ей сразу все четыре острова, то возвращалась к обсуждению вопроса о возврате двух островов, то вела речь о каком-то третьем варианте. Неудивительно, что Россия сомневалась в серьёзности притязаний Японии на эти острова.
Между тем, ещё никогда в недавней истории отношения Японии с соседними государствами не были столь напряжёнными, речь идёт об отношениях с КНДР, Республикой Корея и КНР. Следовательно, сейчас больше, чем когда-либо, лидеры Японии заинтересованы в том, чтобы сделать позитивный шаг, который имел бы длительные последствия. Каково направление этого шага?
Одной из важных сфер российско-японского сотрудничества является совместная деятельность в области утилизации российских атомных подводных лодок (АПЛ) и жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Начало ей было положено в июле 1992 года, когда на Мюнхенской встрече в верхах было принято решение об оказании помощи России и странам СНГ в утилизации доставшихся от СССР ядерных арсеналов и носителей ядерного оружия. Через год Япония на встрече стран «большой семёрки» объявила, что окажет безвозмездную помощь в размере 100 млн. долларов. Правительствами России и Японии подписано соглашение о сотрудничестве в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в РФ ядерного оружия.
Правительство России, в свою очередь, подписало с японской стороной соглашение об отказе сброса в море жидких радиоактивных отходов в обмен на обещание Японии разработать и поставить в Приморский край комплекс по их переработке. В 1994 году Японией принято решение о строительстве комплекса, а в январе 1996 года начато строительство. В 1999 году на саммите «большой семёрки» в Кёльне премьер-министр Японии объявил о выделении на цели содействия России в области утилизации ядерного оружия и его нераспространения 200 млн. долларов. С апреля 2000 года начата передача России (ФГУП «Звезда») установки по переработке низкоактивных ЖРО «Ландыш» (ПЗО-500), которая была окончательно передана России в декабре 2001 года.
Новые перспективы развития антиядерного сотрудничества открылись после саммита стран «большой восьмёрки», состоявшегося в июне 2002 года в Канаде. Страны-участники приняли Концепцию глобального партнёрства в рамках «большой восьмёрки» в области нераспространения оружия массового уничтожения и материалов, используемых для его создания. Этой концепцией предусмотрено, что страны-участники выделят России в течение десяти лет 20 млрд. долларов США на утилизацию источников ядерной опасности.
Обязательства стран Европы, а именно Норвегии и ФРГ, в настоящее время находят своё практическое воплощение через финансовое участие в утилизации АПЛ Северного флота. А вот работы по утилизации на Дальнем Востоке списанных АПЛ Тихоокеанского флота времён СССР Россия, выполняя международные обязательства, ведёт собственными силами без помощи иностранных партнёров. Для этого используются объекты Министерства обороны России — ФГУП «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край) и ФГУП «Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники» (г. Вилючинск, Камчатская область). Однако в связи с ограниченностью бюджетного финансирования работы по утилизации списанных АПЛ на предприятиях Приморского края и Камчатской области ведутся в недостаточных объёмах. Тем временем на Дальнем Востоке своей очереди на утилизацию ожидает более 30 выведенных из состава флота атомных подводных лодок.
Выведенные из боевого состава ВМФ подводные лодки с ядерными энергетическими установками являются главным источником техногенного загрязнения региона радионуклидами. Российские и зарубежные экологи отмечают, что большое количество находящихся в отстоях атомных субмарин в Приморье и на Камчатке представляет потенциальную угрозу экологической и радиационной безопасности Дальневосточного региона, более того — всему живому в прилегающей акватории. Старение технических систем под влиянием внешних факторов окружающей среды может привести к затоплению АПЛ и усугубить опасность радиоактивного заражения.
В январе 2003 года во время визита в Россию премьер-министр Коидзуми отметил важность и готовность сотрудничества в области утилизации АПЛ, выведенных из состава ТОФ. В феврале 2003 года принято решение о финансировании утилизации первой АПЛ проекта 671. Японской стороной разработана и принята программа выделения финансовых средств России на утилизацию АПЛ, которую, по предложению самого премьер-министра, назвали «Звезда надежды». По решению правительства Японии, органом, ответственным за реализацию программы утилизации, является МИД Японии, а координатором программы выступает генеральное консульство Японии во Владивостоке, где специально создана оперативная группа, возглавляемая генконсулом.
В течение 2003-2005 гг. в Приморском крае на Камчатском полуострове активизировалась деятельность высокопоставленных представителей МИД Японии, генерального консульства во Владивостоке, японского атомного промышленного форума. В рамках программы «Звезда надежды» на Дальнем Востоке России Японией осуществлены многочисленные политические мероприятия: конференции и визиты японских делегаций. Однако состоявшиеся визиты, как правило, заканчивались подтверждением необходимости срочного включения Японии в работы по утилизации и заверениями, что деньги выделены и ждут, когда будут обозначены наиболее острые участки для их использования.
Практика показывает, что поездки японских делегаций в Приморский край и Камчатскую область активизируются перед началом важных встреч на международном уровне: стран «большой восьмёрки», российско-японских диалогов, чтобы формально показать свою активность. Сделанные во время поездок заявления забываются после их окончания, а деньги не выделяются, то под предлогом того, что российская сторона не предложила проекты и обоснования использования японских денег, то в Японии наступает очередной парламентский кризис, то появляются другие проблемы.
В январе 2006 г. Япония поддержала все российские предложения по повестке дня предстоящей в июле этого года в Санкт-Петербурге встречи лидеров «большой восьмёрки». Вполне вероятно, что и проблемы международного сотрудничества в сфере утилизации ядерных арсеналов и носителей ядерного оружия будут обсуждаться на этом саммите. Остаётся лишь надеяться на конструктивный подход в этом вопросе японской стороны. Ведь его решение — в интересах экологической безопасности не только России, но и Азиатско-Тихоокеанского региона, всего мира.