Любовь без назиданий
Студенты экспериментального курса Иркутского театрального училища на сцене академического драматического театра имени Охлопкова показали премьеру спектакля "Евгений Онегин". Признаться, решение художественного руководителя курса Геннадия Шапошникова показалось тоже экспериментальным. Станут ли молодые зрители смотреть спектакль с интересом или придут на него как на урок по литературе, в доступной форме излагающий сюжет произведения из школьной программы?
Ребята делают первые шаги на профессиональной сцене, поэтому излишне усердны, как и положено школярам. Но они и заразительны своей молодостью, искренним увлечением романом, в котором зримо проступают черты начала ХIХ века. Пушкинские стихи они произносят с лёгкостью. Правда, иногда им не хватает осмысленного отношения к слову, но исполнители старательно выполняют режиссёрские установки.
Действующих лиц на сцене десять — пятеро молодых людей и пять барышень (весь состав курса), которые начали работу над романом на занятиях по сценической речи с педагогом Виктором Грачёвым и педагогом по мастерству актёра, народной артисткой Натальей Королёвой. Консультации по дворянскому этикету ХVIII-ХIХ веков давал директор музея декабристов Евгений Ячменёв. Когда стало понятно, что из простых уроков может получиться спектакль, к работе подключился в качестве режиссёра актёр академического театра Артём Довгополый.
В постановке и сценографии Геннадия Шапошникова роман Пушкина не полностью переносится на сцену, а лишь его главные сюжетные линии. Повествование об отношениях Онегина и Ленского, Татьяны и Ольги Лариных, их матушки и отца. Персонажи переливаются на сцене в их исполнительской многоликости. Роль Татьяны исполняют все пять участниц спектакля, примеряя на себя её поэтическую натуру, влюблённость и верность супружескому долгу.
Два Ленских, два Онегина, пятый исполнитель — Пушкин, который занимается сочинительством, зримо показывая на сцене, как воображение может рождать поэтические образы. Сценическая полуправда, полувымысел, в которых позвякивание хрусталя может показаться звоном колокольчиков, а укол пишущего гусиного пера в грудь Ленского — роковым выстрелом на дуэли… Ироничность читается во всём, и в первую очередь — в отношении современных постановщиков к Онегину и Ленскому, придумавших этих героев по модным образцам времени, в котором те жили. Но сценическое повествование поэтическое, поэтому любовь Татьяны прописана серьёзно, во всех проявлениях порывов её чувств.
Эта любовь переходит от одной исполнительницы Татьяны к другой, от одного сердца — к другому. Чувства, которые испытывает девушка, потом взрослая женщина, — итог несбывшихся надежд и неосуществлённых желаний. Отповедь Татьяны Онегину начинает одна исполнительница, подхватывает другая, затем следующая. Пять сливающихся голосов, как заклинание, произносят: «Но я другому отдана и буду век ему верна…»
Онегин и Ленский — мальчишки, каждый из которых играет свою роль: один — скептика, другой — романтическую натуру. Два брюнета и два блондина, дополняющие разным проявлением характеров противоречивые поступки своих героев. Схожесть с персонажами почти двухвековой давности приятна юным исполнителям дня сегодняшнего. Чувствуется, как хочется им быть похожими на лорда Байрона или поэта Майкова. Они легко, будто скользя, передвигаются по сцене, часто садятся к стоящему на сцене роялю, начинают играть популярные мелодии из классического репертуара. Исполняют по-настоящему, выразительно и чувственно.
Курс музыкальный, ребята блистательно играют танец маленьких лебедей из «Лебединого озера» Чайковского на горлышках бутылок мелодичном постукиванием вилок. Это музыкальный образ опоэтизированного отношения исполнителей к эпохе «золотого века», которую они представляют на сцене. И протяжная народная песня, будто родившаяся из той, которую исполняла няня Арина Родионовна поэту.
Есть в спектакле по-настоящему метафорические мизансцены, которые проявляют не только сюжет, но и отношение к нему исполнителей. Онегин, отчитав за неосторожное проявление чувств Татьяну, рвёт её письмо, когда сам объясняется ей в любви, затем бережно подбирает каждый его кусочек. Интересная игра и с пустой рамой зеркала, которая может быть и качелями, и подиумом, на котором предстаёт Ольга, и настоящим зеркалом, отражающим одного исполнителя в другом. Лица чем-то похожи, но каждое имеет своё выражение.
Студенты легко и уверенно прочитали роман Пушкина. Они прочувствовали его смысл и смогли донести до зрителей. Если пришла любовь, надо её принимать как дар Божий. Без каких-либо назиданий.