Депутаты ответят за губернатора
Большинством голосов приняли депутаты Законодательного собрания региона закон "О внесении поправок в Устав Иркутской области". Закнопроект был принят, несмотря на негативное отношение к нему исполнительной ветви власти. Причины неприятия его областной администрацией вполне понятны - этот нормативно-правовой акт прежде всего направлен на расширение полномочий областного парламента и усиление его контроля над исполнительной ветвью власти.
В частности, после принятия данного законопроекта губернатор Иркутской области должен будет согласовывать с депутатами не только кандидатуру своего первого заместителя, но и ряда других чиновников, назначаемых на руководящие посты в исполнительной ветви власти. В частности, теперь мнение парламентариев должно учитываться при назначении руководителей исполнительных органов государственной власти области по управлению финансами, по управлению областной государственной собственностью, по управлению в области социальной защиты, в отраслях сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса и по управлению в области охраны окружающей среды и природопользовании.
Кроме того, как и первому заместителю губернатора, парламентарии смогут и этим ключевым фигурам в системе исполнительной власти региона выразить недоверие в связи с ненадлежащим, по мнению депутатов, исполнением ими своих обязанностей. Одновременно несколько расширяются и полномочия губернатора в этой сфере для соблюдения баланса двух ветвей власти. Ему предоставляется право мотивированно отклонить постановление Законодательного собрания Иркутской области по этому вопросу. Но при этом оговаривается, что в случае повторного выражения недоверия отдельным должностным лицам губернатор должен отстранить их от должности либо провести служебную проверку по фактам, послужившим причиной для выражения недоверия.
Изменения, внесённые в статью 33 Устава области, также свидетельствуют об усилении контроля депутатского корпуса над исполнительной ветвью власти. Речь здесь идёт, во-первых, о том, что губернатор должен ежегодно на декабрьской сессии докладывать депутатам о состоянии дел в области по результатам уходящего года. Кроме того, в этой статье теперь установлено право Законодательного собрания Иркутской области один раз в год заслушивать доклад должностных лиц, входящих в состав администрации Иркутской области, о положении дел в отраслях и сферах, которые они курируют.
Также предусматривается право областного парламента обращаться к губернатору области и руководителям органов исполнительной власти региона с предложением о внесении изменений и дополнений в принимаемые ими нормативные акты либо о их отмене. При этом аналогичное право предоставляется и губернатору Иркутской области, который может теперь обратиться в Законодательное собрание региона с предложением о внесении изменений и дополнений в его постановления либо об их отмене.
Кроме того, теперь уставом определено как право губернатора и должностных лиц областной администрации принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях сессий Законодательного собрания, так и право депутатов участвовать в заседаниях исполнительных органов власти.
Также изменения в устав предполагают, что теперь исполнять обязанности главы администрации Иркутской области на момент отсутствия губернатора может только его первый заместитель. Также в уставе оговаривается и ряд должностных ограничений, налагаемых на исполняющего обязанности главы администрации.
Помимо этого, в уставе учтён ряд изменений, касающихся права законодательной инициативы в областном парламенте. Теперь, во-первых, с учётом сложившейся практики работы Законодательного собрания области, право законодательной инициативы предоставляется постоянным комитетам и комиссиям областного парламента. Надо отметить, что в этом плане иркутяне стали новаторами — даже постоянные комитеты Государственной Думы РФ не наделены таким правом. Во-вторых, теперь в уставе оговорено, что право законодательной инициативы имеют только представительные органы муниципальных образований. Таким образом, из числа субъектов этого права автоматически были исключены главы муниципалитетов.
Депутатский корпус мотивирует необходимость внесения таких поправок в устав и усиления контроля представительной ветви власти над исполнительной в связи с изменением процедуры вступления губернатора в должность. Речь идёт о том, что если ранее как депутаты, так и губернатор были народными избранниками, то теперь Законодательное собрание, по предложению президента РФ, утверждает кандидатуру на пост главы областной администрации, и, следовательно, на плечи парламентариев ложится ответственность за его деятельность.
При этом председатель Законодательного собрания Виктор Круглов не отрицает возможности наложения губернатором вето и на этот закон, как после предыдущей сессии произошло с признанием утратившим силу закона «Об Уставном суде Иркутской области». Но при этом и Виктор Круглов со стороны депутатского корпуса, и первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев настаивают на том, что принятие депутатами поправок в устав ни в коем случае не следует воспринимать как начало войны между двумя ветвями власти.