Вето на троих
Майская сессия Законодательного собрания Иркутской области может стать очередным раундом силовой борьбы двух ветвей власти. На сессии планируется рассмотреть по крайней мере три спорных вопроса: законопроект о системе исполнительных органов власти, вето губернатора по закону об упразднении законодательного акта об Уставном суде и поправки в Устав Иркутской области. Профильный комитет рассмотрел их вчера в усечённом составе. Парламентариям пришлось "соображать на троих": какую рекомендацию по голосованию выдать своим коллегам к сессии.
На прошлой неделе губернатор Иркутской области наложил своё третье за восемь месяцев работы вето. На этот раз на закон «О признании утратившим силу закона «Об Уставном суде Иркутской области». В связи с этим 19 мая был назначен внеочередной комитет ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении. Поскольку глава комитета, вице-спикер ЗС Людмила Берлина в отпуске, а Игорь Хафизов не смог прибыть в Иркутск, комитет собрался в усечённом составе — Андрей Лавров, Владимир Мичурин и Георгий Кузьмин.
Первый вопрос парламентариям удалось «отвоевать». Несмотря на энергию полномочного представителя губернатора в ЗС Петра Парцея, депутаты решили рекомендовать сессии вынести на третье чтение проект закона «О системе исполнительных органов власти в Иркутской области». Полпред настаивал на окончательном принятии закона в существующей редакции, однако депутаты попросили представить им «раскладку» по основным структурным подразделениям областной администрации и записать её в законе. В этом случае структура администрации становится фиксированной и создание любого нового подразделения может быть только на основании закона.
Два вопроса — вето губернатора и законопроект «О внесении поправок в Устав Иркутской области» — были «завязаны» на одной теме: упразднении института Уставного суда региона. Губернатор настаивал на том, что такое упразднение ущемляет конституционные права жителей области, противоречит федеральному законодательству и нарушает основы государственного устройства органов власти региона. Как пояснила начальник отдела правового управления ЗС Людмила Резниченко, закон «Об Уставном суде Иркутской области» не затрагивает основ государственно-правового устройства, так как ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти РФ» в качестве обязательных «кирпичиков» региональной власти называет только исполнительную и законодательную ветви. Остальные структуры называются «иными» и могут существовать или нет. В том числе и Уставный суд.
Людмила Резниченко отметила, что при упразднении Уставного суда трудно нарушить права и свободы человека. Просто потому, что рядовые жители области в такой суд обратиться не могут — он был создан для споров, возникающих между органами областной и муниципальной власти, оценки нормативно-правовых актов на соответствие федеральному и региональному законодательству. На что юрист главного правового управления администрации Пётр Сазонов заметил, что в органах власти «тоже люди работают», а значит, у них есть права и свободы. Его поддержал заместитель руководителя Института регионального законодательства Алексей Петров. «Вы предлагаете упразднить закон об Уставном суде, не представив взамен закона о другом судебном органе, — отметил Петров. — С точки зрения законодательства, отмена какого-либо акта без замены его чем-то новым — редкое явление».
Один из депутатов отметил: с точки зрения здравого смысла, отмена того, что никогда не существовало, — вообще нонсенс. Дело в том, что с 1998 года в регионе работала Уставная палата, но в 2000 году она была упразднена, уступив «свято место» суду. Но он так и не был создан. В бюджетах пяти лет средства под эту структуру не были заложены ни разу. Призрак Уставного суда витал над областной администрацией эпохи Бориса Говорина и никого не тревожил.
Людмила Резниченко пояснила, что «бум» создания Уставных судов пришёлся в России на 1993-1995 годы. Идея себя не оправдала — практически все вопросы, рассматриваемые УС, входили в компетенцию Конституционного суда. «Анализ показывает, что в среднем за 10 лет существования в каждом из судов было рассмотрено по 5-6 дел. В частности, в Уставной палате Иркутской области пять судей за два года рассмотрели восемь заключений, причём все решения были необязательными», — сказала Резниченко.
«Так где же вы были раньше? Почему только сейчас ополчились против суда этого, товарищеского? — поинтересовался Пётр Парцей. — Он же вам ничего не делает, он что, есть просит?». «А зачем закон, если суда нет?» — возразил Андрей Лавров. «Что вы хотите от губернатора? Он недавно пришёл, в сентябре. Он распоряжение дал, комиссию создал, он подбор команды начал. А вы — упразднить!» — заметил полпред.
Депутаты начали голосовать. Пожалуй, с начала четвёртого созыва областного парламента у Георгия Кузьмина и Владимира Мичурина не было такого звёздного часа. Только от них двоих зависело настроение депутатов по отношению к Уставному суду, а в перспективе — и отношения двух ветвей власти. Эксперты полагают, что обладминистрация стремится вызвать к жизни дух УС, чтобы использовать его в качестве орудия против внесения изменений в Устав. Напомним, что майской сессии предстоит рассмотреть ряд поправок в Устав, усиливающих контроль областного парламента за исполнительной ветвью власти.
Комитет должен выйти на сессию с определённым решением относительно губернаторского вето: отклонить его, поддержать или создать согласительную комиссию. Выражая свою собственную позицию и позицию Владимира Мичурина, депутат Кузьмин заявил, что оба парламентария считают нужным в этой ситуации «воздержаться от решения». Таким образом, большинством голосов (Лавров проголосовал за отклонение вето) комитет оставил сессию без рекомендации. Что, однако, не помешает остальным законодателям принять решение по существу вопроса.