издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И рукоплещет восхищённый зал...

  • Автор: Сергей БЫКОВСКИЙ

В Иркутске впервые выступил Дмитрий Нилов - молодой, но уже достаточно известный российский классический гитарист. Его сольный концерт в зале Иркутской филармонии был заключительным в гастрольном туре по городам Урала и Сибири. За месяц с небольшим музыкант выступил в 12 городах Урало-Сибирского региона от Ижевска до Иркутска. Концерты прошли с большим успехом. И это при том, что сам музыкант только три года активно выступает и ещё не имеет широкой известности. Но этот пробел был компенсирован поддержкой, оказанной в начале 2006 года продюсерским центром при Министерстве культуры правительства Московской области.

Реализации этого гастрольного тура, или, как теперь принято говорить, проекта, предшествовали кропотливые переговоры со всеми заинтересованными филармониями в течение всего 2005 г. И в ходе гастролей нигде не было никаких сбоев в организации встречи, переездов и обеспечении отдыха музыканта; предоставленные для выступлений концертные залы филармоний были в отличном состоянии, а их акустика позволяла музыканту практически все концерты в Сибири провести без искусственного усиления звука. Это была профессиональная работа, выполненная на очень высоком уровне.

Особое место в успешном воплощении проекта занимает Иркутская государственная филармония в лице её директора и художественного руководителя Марины Токарской. Именно во многом благодаря её вниманию и принципиальной позиции график гастролей приобрёл законченный вид и стал практически выполнимым. Кроме того, именно с учётом предложения Марины Николаевны музыкант несколько «отклонился» от ранее планируемого маршрута и выступил в двух городах Иркутской области, а именно — в Братске и Усть-Илимске. И пусть выступления музыканта проходили не в «профессиональных» концертных залах, это компенсировалось огромным зарядом положительных эмоций, полученных им от удивительно радушного приёма публики, любителей классической музыки.

Отдельно хочется остановиться на концерте в зале Иркутской филармонии. Как уже было сказано выше, это был заключительный концерт гастролей, к этому времени музыкант только по железным дорогам проехал более 8 тысяч километров, выходя на сцену в среднем каждые три дня. Конечно, к концу гастролей у него накопилась усталость, но она ушла с первых минут концерта, с первыми звуками инструмента — удивительная акустика концертного зала позволила ему забыть об усталости и трудностях и полностью раскрыться перед публикой. Как результат — тонкая, внимательная и эмоциональная реакция слушателей на выступление музыканта. Выступать с заключительным концертом в зале с такой акустикой — это большая удача для музыканта. Наверно, именно о таких залах в городах России мечтал в своё время гениальный Святослав Рихтер, считавший, что очень многие вопросы, связанные с популярностью концертов камерно-инструментальной классической музыки, были бы решены при наличии хотя бы в крупных городах концертных залов на 400-500 мест и обязательно с прекрасной акустикой. Он считал, что именно в таких залах создаются оптимальные условия для контакта между музыкантами и публикой во время концертов.

Но, к сожалению, у зала Иркутской филармонии есть и серьёзная проблема, свойственная многим современным городам. Он расположен удобно, в центре города, в прекрасном историческом здании, в нём выступали очень многие великие российские и зарубежные музыканты, но зал находится… в непосредственной близости от оживлённой улицы, рядом постоянное движение транспорта.

Такое соседство отрицательно влияет не только на проведение концертов, но и на сохранность самого здания. Понимая всю сложность ситуации и огромное количество проблем во всех сферах городского управления любого крупного города, всё-таки хотелось бы обратить внимание администрации и общественности города Иркутска на имеющиеся проблемы и рассмотреть возможные и приемлемые решения, которые позволили бы не только сохранить для города Иркутска прекрасный концертный зал, но и придать ему большие функциональные возможности для проведения концертов на самом высоком уровне. И у нас в России, и за рубежом имеются примеры, когда вдумчивые архитектурно-строительные и административные решения (например, ограничение движения транспорта в определённые дни) позволяли решить имеющиеся проблемы. Конечно, это требует не только административных решений, но и широкой информированности населения города.

В заключение хотелось бы пожелать всем жителям города Иркутска новых встреч с разными музыкантами и прекрасных концертов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры