Трудности перелёта Расходы на билеты могут лишить Байкал интуристов
Чем ближе лето, тем жарче в офисах туркомпаний региона. Температура там стала подниматься уже в середине апреля, когда началось бронирование гостиниц и отелей, а к июлю она достигнет своего максимума. Впрочем, горячо в турфирмах, работающих на въезд, только пока. Уже в 2007 году поток туристов в Приангарье может снизиться: иностранцев отпугивает резкий рост цен на путёвки. Зато Байкал, получивший нечаянный PR благодаря скандалу вокруг трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", будет манить наших соотечественников нынешним летом.
В погоне за лидерами
В Иркутской области, по данным на 1 апреля 2006 года, работает 210 турфирм, имеющих туроператорскую и турагентскую лицензии. На рынке въездного туризма картина не меняется уже в течение нескольких лет, слишком сложно обозначиться на нём новым игрокам. Пальму первенства крепко держит тройка «Байкал Отель», «Гранд Байкал» и «Грин Экспресс», на долю которых приходится 70% потока туристов.
Грядущий сезон запомнится профессиональным участникам рынка двумя крупными сделками, которые в будущем могут отразиться на позициях на рынке двух крупных игроков: «Иркутскэнерго» продало 50% акций «Гранд Байкал» Сбербанку России («Конкурент» подробно писал об этом в предыдущем номере), а «Полигра Д» купил юрт-лагерь на Ольхоне у компании «Грин Экспресс». Эксперты уже заявили, что смена собственников в нынешнем сезоне будет практически незаметна. К тому же банкиры уже заявили о желании развивать «Гранд Байкал». А вот как распорядиться покупатель активов «Грин Экспресс» с юрт-лагерем, пока не ясно. Да и сама компания «Полигра Д» для профессиональных участников туррынка — тёмная лошадка. Известно лишь, что владелец «Полигра Д» (сейчас компания ведёт несколько бизнесов, один из которых — полиграфический. — «Конкурент») ранее входил в холдинг «Радиан». «Грин Экспресс», в свою очередь, сохранил все свои обязательства по части принятых броней. «Сама по себе продажа актива не показатель: в любом случае на этот сезон он остаётся сильным игроком, — утверждает исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов.
Говоря о гостиничных активах, к списку лидеров нужно добавить ассоциацию «Байкальская виза». Аккурат в начале сезона распахнут двери две гостиницы «Байкальской визы» в посёлке Листвянка на 70 и 34 номера, которые дополнят инфраструктуру туризма на Байкале. Вадим Копылов считает, что «Байкальская виза» может заявить о себе как о серьёзном игроке не раньше чем через год. В гостиничном бизнесе влияние компании уже ощущается, но без туроперейтинга оно не будет значительным, уверен наш собеседник. А заниматься продажей услуг всё равно придётся, иначе компания будет зависеть от других операторов.
Место под крышей
Помимо двух гостиниц ассоциации «Байкальская виза» туристическая инфраструктура Приангарья в сезоне пополнится ещё несколькими объектами. На восточном берегу Байкала, в посёлке Утулик, открылся новый отель «Кедр» на 50 номеров. Туроператоры говорят о строящихся кемпингах на Ольхоне и Малом море. Но эксперты полагают: введение новых мощностей не изменит ситуацию — всем желающим мест всё равно не хватит. «Часть туристов в разгар сезона будет «висеть» на листах ожидания. Не известно, получат ли они именно ту крышу над головой, которую заказывали», — говорит Вадим Копылов.
Самый оптимистичный прогноз о росте в этом сезоне турпотока — у специалистов департамента по туризму администрации Иркутской области. В 2006 году ожидается увеличение количества туристов, посетивших Иркутскую область, на 20%, заявили там. В 2005 году в Приангарье побывало 47,5 тыс. иностранцев, что на 20% больше, чем в 2004 году. Настолько же увеличилось число наших соотечественников, всего их было 303,6 тыс. человек. Объёмы потребления туруслуг иностранцами составили 405,3 млн. рублей, россиян — 2,6 млрд. рублей.
Региональные туроператоры более осторожны в прогнозах. Директор «Байкал Дискавери» Алексей Никифоров считает, что турпоток может увеличиться на 6-7%. «Возможно, на Байкале появятся туристы, которые давно не приезжали на озеро, — говорит он. — Так, в прошлом году мы впервые организовывали путешествия для трёх групп из Бразилии, в одной из них было 24 человека. Такого количества туристов из этого государства не наблюдалось с советских времен. Кроме того, на Байкал возвращаются «организованные» чехи и словаки».
В нынешнем сезоне около 80% транзитных иностранцев выберут традиционный маршрут Иркутск — Листвянка — Иркутск, предположил Вадим Копылов. Тем временем сами туроператоры говорят об очевидном смещении предпочтений гостей. В «Байкал Отеле» отметили, что происходит перераспределение турпотока с традиционного маршрута Иркутск — Листвянка — Иркутск на менее освоенный средний и северный Байкал, КБЖД, Ольхон и Северобайкальск.
Причём Екатерина Картавых (ГК «Анастасия») говорит, что туристы из других стран предпочитают классический экскурсионный туризм, россияне — за активный отдых. «Пользуется спросом десяти-дневный рафтинг, который по стоимости обходится жителям Москвы как две поездки в Турцию, — рассказывает Алексей Никифоров. — Становится популярным тимбилдинг. В этом сезоне будут популярны туры в Монголию, в которых туристы смогут увидеть сразу два великих озера — Байкал и Хубсугул».
Директор турфирмы «Земля Байкала» Владимир Земцов отмечает, что из-за трудностей с проездом из иностранцев до озера добираются в основном авантюристы. Большинство же туристов приезжает в регион из европейской части России, Урала и ближнего зарубежья. Управляющая гостиничным комплексом «Анастасия» Екатерина Картавых считает, что поток туристов останется на прежнем уровне. Причём в процентном соотношении число иностранцев будет уменьшаться, а россиян — расти. «В ходе скандала с трубопроводом «Транснефти» озеро получило определённую порцию пиара», — пояснил исполнительный директор СБАТ.
Монгольский кусочек
Какими бы радужными ни казались перспективы туристического освоения Байкала, многим в этом году оно будет не по карману. В 2006 году цены на туры в России подросли на 10-15%. Они достигли потолка ещё в прошлом году, в нынешнем и вовсе зашкалили. Больше всего подорожала транспортная составляющая, на долю которой приходится до 80% стоимости турпутёвки. В итоге — цены выше крыши, рентабельность компаний — на грани. Удорожанию туров в Россию способствовало укрепление рубля, разводят руками эксперты. «Такая ситуация должна была отпугнуть иностранцев, но в этом году нас спасает тройной юбилей в Монголии, где с размахом отметят 800-летие Монгольского государства, 840 лет со дня рождения Чингисхана и 80 лет Сухэ-Батору, — рассказал исполнительный директор СБАТ. — Связка Монголия — Китай по-прежнему бьет рекорды по посещаемости. Кусочек перепадает и нам».
Вадим Копылов считает, что из-за высоких цен уже в 2007 году число желающих посетить Байкал может уменьшиться. Снижение туристического потока в западной части отмечалось ещё в 2005 году, но на Иркутской области пока не сказалось. «Хотя могло бы, ведь перевалка туристов идёт через Москву, — говорит наш собеседник. — В столице практически не осталось туристических гостиниц. Есть отели 4 и 5 звёзд, но они дороги для среднестатистического путешественника. В итоге туристы могут отказаться от поездки в Россию».
С вещами на выезд
На таком фоне рынок выездного туризма выглядит намного динамичнее. По данным департамента по туризму администрации области, в 2004 году за рубеж выехало 21819 иркутских туристов, из них в КНР — 9436 человек. А уже в 2005 году 43274 жителя области предпочли отдыхать за границей (27900 — в Китае). В компании «Вояж и Ко» прогнозируют увеличение туристического потока на 20-30%. «Наши клиенты уже активизировались в середине апреля, то есть раньше примерно на месяц, чем в прошлом году. Возрастной и социальный состав вряд ли претерпит особые изменения, однако круг клиентов значительно расширится в связи с общим повышением уровня жизни», — рассказали в компании. В «Апекс ДГ Холдинг» полагают, что большая часть туристов, как и в прошлом году, будет нежиться на знойных пляжах Турции. Но растёт интерес к Европе (Италия, Испания, Греция), к Кипру.
Если в 2000 — 2002 годах решающим фактором при выборе страны была стоимость путёвки, то сейчас приоритет отдаётся соотношению цены и качества. Туристы в последнее время более требовательны к качеству услуг: они интересуются уровнем сервиса отеля и так далее, рассказали в «Апекс ДГ Холдинг». А безопасность ещё не стала приоритетным фактором при планировании отдыха. Лишь один из тридцати туристов спрашивает о безопасности в стране, которую собирается посетить.
Новинка сезона — прямые туры в Хорватию, которая в Москве и в западной части Европы на пике туристической моды. В Иркутской области их организует мало кому известная фирма «Белый зонт». «Мощная заявка, — комментирует Копылов. — Если они «вытянут» это направление, автоматически встанут в один ряд с фирмами, которые уже не первый год работают на рынке».
Ещё одно новое направление — Марианские острова. Но рынок, который предлагает своим клиентам традиционные туры за рубеж, к таким начинаниям относится настороженно.
«Появление новых игроков с новыми направлениями — явление показательное. Выйти на рынок выездного туризма сейчас проще, но рискованнее: нужно вкладываться в рекламу. Новое направление может просто не найти клиентов, ведь сибиряки более консервативны и предпочитают проверенную и надёжную Турцию», — резюмирует Вадим Копылов.