Здравствуй, округ!
Эти слова прозвучали в Ангарске, на Всероссийском фестивале детских и юношеских театров "Театральная капель на Байкале". В программу фестиваля, отбор куда был, естественно, строг и ограничен, попали два спектакля, рождённых на усть-ордынской земле. Попали не во имя "злобы дня", а за свои творческие кондиции, за художественные достоинства. И стали во всероссийской театральной афише заметным явлением. Заметным не только для почтенного жюри, возглавляемого представителями из столицы, но и для зрителей. Это не всегда совпадает - так уж устроены всякого рода конкурсы и творческие турниры, но тут совпало безоговорочно. Счастливый случай.
В зрительном зале на спектакле «Часы с кукушкой» из села Ользоны Баяндаевского района царил, без преувеличения, восторг. И детские, и взрослые зрительские сердца трепетали в унисон со зрелищем, привезённым театром «Акварель». Здесь было всё по-прекрасному наивно, обворожительно простодушно, магнетически заразительно. Зал вздыхал, смеялся, сопереживал. Это был настоящий театр, когда сцена и зал сливаются в едином дыхании. Известно, что представителям Усть-Ордынского округа свойственны природный артистизм, обаяние. Но для того, чтобы все это выявилось на подмостках, требуется серьёзная, неспешная, кропотливая режиссёрско-педагогическая работа, которая безошибочно угадывается в деяниях режиссёра Тамары Упсаевой. Галина Бардаханова в роли Совы — чудо перевоплощения, осуществляемого без натуги, легко и свободно. Под стать ей Волк — Анатолий Пермяков, Кошка — Тамара Алексеева…
Действующие в этом спектакле персонажи поднимаются до уровня образов. Образ — это зверь, которого очень трудно заловить в театральные сети, особенно в условиях самодеятельного, да ещё детского, коллектива. Прямо скажем, это случается редко. В ользонских «Часах с кукушкой» это налицо. Впечатляющая творческая победа. Наверное, строгий зоил отыщет — и не без оснований — просчёты в построении спектакля, спады в развитии действия, невыстроенные события, но что касается актёрских работ, — тут всё на завидной высоте. Так и хочется воскликнуть от души: «Ай да «Акварель»!
Да и смысл у этой простенькой сказки действен и примечателен: каждое дело требует преданности и умения, иначе вместо света наступает тьма. Вот и детский театр «Акварель» проявляет умение, его образо-творчество — добрый пример хорошего вкуса и серьёзных усердий.
А театр из Усть-Орды взял себе чарующее имя: «Бегущие по волнам» (режиссёр Наталья Сахинова). И избрал своим фестивальным козырем инсценировку всепокоряющей сказки Ганса Христиана Андерсена. Спектакль у них называется «Дикий утёнок». История, известная всем до подробностей. Но когда смотришь на сцену и видишь, как переваливающиеся с боку на бок жёлтые утята издеваются над своим незадачливым собратом, у которого даже кряканье не получается, сердце вздрагивает и сжимается, как будто ты раньше никогда этого не знал. И отрадно оттаивает, когда белый красавец-лебедь побеждающе готов отправиться в полёт. Так и хочется, чтобы он на наших глазах взмыл ввысь.
Член фестивального жюри, главный специалист Иркутского областного центра народного творчества и досуга, режиссёр-педагог Иркутского театрального училища Валерий Кирюнин говорит, что его особенно поразила в этом спектакле мама-утка (Галина Барбаева), жутко переживающая за своего нескладного сыночка, за его судьбу: как этот инакий, совершенно неординарный человечек впишется со своими заоблачными фантазиями в реальную жизнь?
«Это так жизненно, так точно, так узнаваемо, — отмечает Валерий Кирюнин. — Я вижу думающего руководителя Наталью Сахинову. Она мучается горькими размышлениями и втягивает в эти мучительные размышления ребят: что же перевесит на чаше весов — бытовуха, повседневное добывание хлеба или устремление вверх, полёт? Это очень похоже на самих юных участников театра — как на них смотрят в Усть-Орде? Тема, которую они взяли, им близка и понятна: мы занимаемся театром, а нужны ли мы здесь, как к нам относятся? Сколько раз мы встречаемся с таким явлением. Вспоминаю одного руководителя сельского детского театра — как ему было сложно. Он вовлекал ребят в творчество, а их родители возмущались: детям надо коров доить, а ты куда их тянешь?!»
Так искусство пересекается с жизнью, сценические построения — с жизненными реалиями, поэтические фантазии — с прозой бытия. На одном из заседаний жюри тот же Валерий Кирюнин с горечью рассказывал, как трудно было юным усть-ордынским лицедеям добраться на фестиваль в Ангарск — денег не было, никто их не хотел дать, невзирая на масштабную и многозатратную кампанию по объединению субъектов федерации. Театр и тут остаётся гадким утёнком. И странно, и обидно, но это — реальный факт. Фестиваль — это непременно праздник. Но вскрытие горьких и даже несусветных фактов и историй — на это фестиваль тоже способен, и это не безвредная сторона этой высокой акции.
А мы, ангарские зрители, всё же с чистым сердцем и искренностью скажем ещё раз: «Здравствуй, Усть-Орда!»