издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О "бедном" Иркутске замолвите слово, или Несколько вопросов губернатору и депутатам Законодательного собрания Иркутской области по поводу введения дифференцированных нормативов отчисления налогов

  • Автор: Геннадий РУССКИХ, депутат городской Думы Иркутска

Отшумел электоральными страстями референдум, оставив после себя обрывки разноцветных листовок и унылые, так до конца и не рассеянные агитаторами и пропагандистами сомнения: зачем же нас так легко разъединили в 1993-м, чтобы так трудно и дорогостояще объединить в году нынешнем? Но и эти сомнения тают, как утренний туман, подогретый заманчивыми лучами о сытой и достойной жизни, которая должна наступить в близкообозримом и светлом будущем.

Этими надеждами живут автомобилисты, которым посулили достроить долгожданный мост через Ангару, живут бурятские, татарские, украинские и белорусские крестьяне в области и округе, ожидающие вожделенных дешёвых кредитов из федерального центра. Живу этими надеждами и я, депутат городской Думы Иркутска, который вместе со своими коллегами надеется, что пополнится в связи с обещанными инвестициями городская казна и с удвоенной силой заработают важнейшие городские программы. Как говорил один известный литературный персонаж, после турнира, пардон, плебисцита, должна состояться какая-то раздача. Можно и слонами, но золотыми, чтоб польза была для города. А то уж больно обидными словами поносят его в последнее время все кому не лень — от министров до рядовых граждан — за грязь, неухоженность, плохие дороги и т.д. и т.п. Иных на этой стезе так заносит, что они договариваются до абсурда. Есть, конечно, во всей этой истории и мальчик для битья в лице городских администрации и Думы, которые, по мнению некоторых участников дискуссионного процесса, не могут или не хотят навести в городе порядок.

Не хочу никого защищать, но и огульные обвинения тоже как-то слышать не хочется. Попробуем сделать небольшой анализ, не претендуя на всеохватность описания проблемы, а лишь коснувшись её презренно денежной стороны. А начнём с любопытного слова — норматив.

Мои коллеги на заседаниях городской Думы нередко задают сакраментальный вопрос заместителю мэра, председателю комитета по экономике и финансам Г.Д.Зюбр: сколько нам необходимо иметь денег в городском бюджете, нет, не для полного счастья, а хотя бы для более-менее достойной жизни, которая имеет под собой нормативную основу! Т.е. какие средства надо потратить на среднестатистического иркутянина из городского бюджета, какова должна быть стоимость городской продовольственной корзины, чтобы наш земляк с голоду не пух; сколько он должен иметь на душу населения дорог с асфальтовым покрытием, скверов и парков, строить жилья и т.д. и т.п.? Так вот, для такой, повторяю, не роскошной, а достойной — подчеркну: нормативной жизни, по словам Галины Дмитриевны, городская казна должна быть в пределах 12 миллиардов рублей! Мы же заложили в бюджет в нынешнем году только 5,6 миллиарда. Чувствуете разницу? А в прошлые годы было и того меньше — всего одна треть от потребностей. Ведь если вы живёте в квартире и все доходы, которыми вы располагаете, всего лишь 30 процентов от того, что вы должны иметь, то какая-то существенная составляющая вашей жизни будет страдать. Либо вы будете приносить в жертву ремонт квартиры и в итоге она превратится в убогую лачугу, либо заложником станет ваше бренное тело и вы в одно не очень прекрасное время от недополучения необходимых жиров, витаминов и аминокислот, содержащихся в рыбе, яйцах, молоке и мясе, протянете ноги. Либо вы попробуете соблюсти баланс, но тогда ваша жизнь будет похожа на ту, которая проистекает сегодня в нашем славном граде.

Разумеется, сама собой лезет в голову давно готовая к употреблению фраза: большинство жителей в нашем досто-славном Приангарье так и живут. И с этой, пусть горькой, правдой трудно не согласиться. Наша врождённая, глубоко национальная тяга к справедливости здесь чётко и осмысленно работает. Если хорошо, то всем, но и плохое пополам. И даже в областном бюджетном строительстве существует такой термин, как бюджет выравнивания территорий. Вкратце — всем сёстрам пусть по ржавопроволочной, но серьге. И если честно — мне, воспитанному на балагановском принципе «по справедливости», это очень даже приятно слышать.

Если бы не одно но… «Сёстры»-то не все одинаковые. Вот, к примеру, одна из них — наш любимый Иркутск, который середина земли. Ежегодно в конце августа его население в один миг вырастает примерно на 40-50 тысяч человек. Это другие «сёстры» посылают сюда, в областные институты, университеты, училища и техникумы, грызть гранит наук российских своих деток — выпускников школ, наших «племянников». Посылать-то посылают, а денег на содержание не дают. Так вот, почти 10 месяцев это дополнительное (скажем так «Нижнеудинск плюс») население пользуется наравне с остальными жителями той же городской инфраструктурой — транспортом, коммуналкой и т.д. Далее, на отчёте городской администрации наш губернатор А.Г.Тишанин привёл такой факт: ежесуточно по нашим городским дорогам проходит транзитом около 15 тысяч различных машин. Они везут в город и из него людей, продукты, строительные и отделочные материалы, одежду, лес, уголь, дрова, и несть числа этому перечню.

С нашего аэропорта разлетаются в разные концы России и планеты всей десятки тысяч путешествующих и столько же прилетает к нам. Через город идут дороги на Байкал. Иркутские больницы наполнены людьми с периферии. Здесь, в областном центре, расположены основные театры, кинотеатры, музеи и культурные центры, куда в каникулы приезжают тысячи школьников. Сколько всего за год? Даже представить трудно. Бедная старшая «сестра».

На обеспечение функционирования Иркутска как столицы Приангарья в областном бюджете предусмотрена сумма в 100 миллионов рублей. Её хватит, чтобы закрыть потребности лишь в четверти строительства городских автодорог. Это мало, очень мало. Мне уже приходилось писать об опыте бюджетного строительства у наших соседей-красноярцев. Так вот, бюджет столицы Енисейского края составляет 12,5 миллиарда рублей. (Население — 930 тысяч человек). Из этой суммы более 4,5 миллиарда в виде дотаций и субвенций выделяет краевая администрация. В иркутскую же казну из областного бюджета в нынешнем году поступит лишь 1,3 миллиарда рублей. Разница — в три с лишним раза!

Думается, последние события показывают, что назрела серьёзная необходимость пересмотреть и скорректировать «по справедливости» подход к решению проблем областного центра. Может, попристальней присмотреться к опыту красноярцев. Мы понимаем, что «нормативная» цифра в 12 миллиардов рублей для городской казны, конечно, не реальна. Пока… Но сумма в 7-8 миллиардов, в рамках обещанных федеральным центром преференций, вполне бы помогла любимому Иркутску поуверенней стоять на ногах. И есть где взять эти деньги: оставить всю сумму собираемого в городе подоходного налога на нужды развития Иркутска. Это ещё и справедливо.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры