Радуга детского театра
Детские и юношеские любительские театры из Екатеринбурга, Омска, Читы, Иркутска, Усть-Ордынского округа, Новокузнецка, Малоярославца, Кемерова, Хакасии, Ленинска-Кузнецкого, Красноярска съехались в Ангарск на Всероссийский фестиваль. В течение четырёх дней на трёх площадках шли спектакли. В жюри входили заведующая отделом театрального искусства Государственного Российского дома народного творчества Ирина Горбунова, заведующая театральным отделом Хабаровского ТЮЗа Наталья Ангарская, иркутский театральный критик, кандидат филологических наук Сергей Захарян, главный специалист по театрам Иркутского областного центра народного творчества и досуга, режиссёр-педагог Иркутского театрального училища Валерий Кирюнин. Возглавлял жюри доцент Московского театрального института имени Щукина, заслуженный артист России Родион Овчинников. Мы беседуем об итогах фестиваля с одним из его организаторов - Валерием КИРЮНИНЫМ.
— Валерий Дмитриевич, какие тенденции, на ваш взгляд, выявил этот фестиваль в развитии детского театра? Что происходит в этой сфере? Какие открываются новые направления?
— Полагаю, есть три пути. Первый путь, который был, есть и будет, — это честный театр. Когда берётся волнующая участников театра тема и идёт разговор без сглаживания углов, без оглядки на то, «что скажет княгиня Марья Алексеевна». Когда театр становится образом жизни, способом высказать свои ощущения… Честный театр для меня — это «Третий круг» из Омска, спектакль «Двое в темноте». Порадовал театр «Вокзалъ» из Читы, спектакль «Почему я здесь» попал прямо в меня и во многих зрителей. Наивный, но безусловно честный, на мой взгляд, театр «Импульс» из Хакасии (спектакль «Опалённая войной»). Подкупает в этом плане и театр «Акварели» из села Ользоны (спектакль «Часы с кукушкой») и «Бегущие по волнам» из Усть-Орды (спектакль «Дикий утёнок»), где детей не подставляют, не используют, а идут вместе с ребятами, где налицо прямой диалог между руководителем, режиссёром-другом, и юными человечками.
Второй вариант — когда ребята используются как развлечение, как материал. Детская радость, их непосредственность, обаяние — вот это главное. Не собственно содержание ребёнка, а эта часть его жизни — ребёнок развлекает. Таков, например, спектакль «Белиберда в Вообразилии» (театр «Арго» из Новокузнецка).
Третий путь — это игра в некий театр юного зрителя, чтобы всё было «по законам», чтобы всё было как «Отче наш», вроде мы переживаем это и вроде конфликт в спектаклях какой-то есть. И всё «вроде». К счастью, таких театров и спектаклей на фестивале было немного.
Я думаю, эти пути, эти проблемы в детском и юношеском любительском театре были, есть и будут.
Ещё один момент. Когда дело идёт в хорошем тандеме «Режиссёр и юные артисты», всё случается. Но когда ребёнок или молодой человек задавлен режиссурой, когда он упаковывается в жёсткий рисунок, там места живому не остаётся. В «Иркиных снах» (студия «Вдохновение» из Ленинска-Кузнецкого), «Предназначено на слом» (студия «13 стульев» из Малоярославца), пожалуй, позиция режиссёра понятна, но она настолько давит, настолько доминирует над юным существом, что это юное существо не успевает идти по заданному, жёсткому рисунку и становится, к сожалению, неорганичным.
— Что самое главное в фестивале?
— Я думаю, прикосновение к Его Величеству Театру. Почувствовать это великое братство, почувствовать, что ты в этой жизни театром занимаешься не один, что есть такие же люди, той же группы крови, атмосферу открытий (открытия, бесспорно, были).
— Руководитель детского и взрослого театрального коллектива… Какие здесь сходства и какие различия?
— Я думаю, и те, и другие должны быть профессионалами, знать предмет театра как таковой. По большому счёту, никакой разницы нет. Нужно быть готовым к встрече — неважно, с мальчишкой, девчонкой, с юношей и девушкой, со взрослым. Всей своей жизнью быть готовым и профессионально быть готовым — долг и обязанность режиссёра.
— Места, призы, дипломы… Какую роль всё это играет в таком фестивале?
— Разумеется, каждый художник, руководитель, ребёнок должны быть оценены. Эта оценка желательна. Хотя, мне показалось, для детей это не очень обязательно. Таким ребятам, как из села Ользоны, не важно — первое, второе, третье место. По-моему, их завораживает сам процесс. Для более старшего возраста — да, наверное, существен дифференцированный подход, у них работает честолюбие и т.д.
Но на фестивале должна быть точка отсчёта, должны быть ориентиры. А скорей всего, дипломы и прочее греют душу и т.д. Но это нужно ещё как отчёт. Отчёт для той организации, от которой они приехали, отчёт для администрации, для чиновников. Не секрет: если ты не привезёшь хоть какую-то бумажку, то вопрошают: «Зачем мы потратили деньги?»
Что греха таить, театру как жилось неуютно, так и живётся неуютно в клубах, дворцах, домах культуры. Нередко можно услышать: «Что это такое — у тебя тридцать человек в зале, а рядом — шоу, там давка. Вот это показатель! А ты и диплома не привёз». Это, разумеется, глубокое заблуждение насчёт того, что больше вреда приносит, а что пользы: или тридцать человек, затаив дыхание, получают пищу для души, либо развлекается «ниже пояса» заполненный зал.
— Как была представлена Иркутская область и по какому принципу производился отбор?
— Формировал афишу Российский государственный дом народного творчества — по видеозаписям. Усть-Ордынский округ по моей рекомендации послал видеокассеты с записями своих спектаклей в Москву, и их пригласили. Ангарский театр «Росток» и иркутская «Любимовка» тоже послали видеокассеты и оказались в числе приглашённых. Я понимаю, что методы отбора не вполне совершенны, но думаю всё же, что Иркутская область была представлена достойно.
— Материальное благосостояние, финансовая поддержка детских театров — как обстоит дело с этим в нашем регионе?
— Как и везде, очень скромно. Это было видно и по оформлению спектаклей. Театр живёт по остаточному принципу. Как было, так и есть. Каков доход, таков и приход. Поинтересовался, например, откуда родом поразивший меня Читинский театр «Вокзалъ». Живёт этот коллектив во Дворце культуры железнодорожников. Это станция Чита-Сортировочная, окраина, рабочий район. Условия более чем скромные. А с каким трудом добирались на фестиваль в Ангарск замечательные театры из Усть-Ордынского округа. Никто не захотел помочь им. Деньги на дорогу занимали, и неизвестно, как сумеют рассчитаться.
— Учёный, доктор философских наук Ю.Фохт-Бабушкин высказался однажды, что даже плохой детский театр — благо. Как вы к этому относитесь?
— Не думаю, что это так. Неорганичный ребёнок на сцене — ничего хуже не придумаешь. Когда при помощи неумелого взрослого человека да ещё при худом драматургическом материале, при соприкосновении с глупым, косноязычным словом ребёнка выставляют на сцену — это медвежья услуга. Неорганичный, кривляющийся ребёнок — это беда. Да ещё если ребёнка ставят в условия, когда он зажимается, когда всё противоестественно — какая польза от этого? Никакой.
Всему своё место. Есть такая комнатная, внутренняя работа, когда юный человек преодолевает свои комплексы. Но выносить комплексы в свет театральных фонарей — хорошо ли это? Радость для мамы с папой, радость, может быть, для одноклассников — это одно. А иметь умения и способности принести радость многим зрителям — это другое.
— Что можно положить в копилку после этого фестиваля, какие извлечь уроки?
— Я ещё раз убедился: главное — наличие лидера, идеи у лидера. Когда для лидера это образ жизни, а не просто зарабатывание денег, когда лидеру есть что сказать, к нему тянутся ребята. Фестиваль дал возможность познакомиться с такими лидерами.
Что ещё важно? Любой фестиваль нельзя приглашать в дом, в котором нет порядка, где не умеют встретить гостей, — праздника не получится. Нынешний праздник получился. Получился благодаря дому, в который был приглашён этот фестиваль, — Дворцу культуры нефтехимиков Ангарска, благодаря радушному гостеприимству Татьяны Бачиной, режиссёру Тагиру Хамитову, театру «Родничок», детскому Театральному союзу Ангарска, который на открытии показал потрясающую картину — мощь, радуга, разноцветие. На фестивале всё было обеспечено: и пресс-центр, и детское жюри. Всё было продумано, вплоть до пирожков, — это тоже немаловажно. По организации всё было нормально: и формирование афиши, и то, с чего начался фестиваль, чем закончился. Всё сложилось. Удачно были распределены площадки. Поход «Театр в гостях у театра» — это очень хорошо придумано, благо в Ангарске есть куда и к кому пригласить… Как говорится, спасибо этому дому!
НА СНИМКЕ: Валерий КИРЮНИН