издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нужно как воздух

Во всём мире 3 мая отмечают Всемирный день свободы прессы. Ежегодно Всемирная газетная ассоциация — есть и такая! — обращается к издателям разных стран с призывом отметить этот важный день. Предполагается, что в этот день журналисты всего мира скорбят по погибшим коллегам и выражают солидарность и поддержку тем, кто находится в тюрьмах или лишён возможности выполнять профессиональные обязанности.

В мире со свободой прессы до сих пор не очень-то гладко. В прошлом году в разных странах арестовано более 500 журналистов — эти люди арестованы за то, что профессионально выполняли свою работу. Пока что в этом списке России нет, зато есть Таджикистан и Узбекистан.

«Веселее» всего работать журналистом в Африке: в Эритрее уже пять лет в тюрьме находятся пятнадцать журналистов, и власти отказываются предоставлять информацию о состоянии их здоровья, местонахождении и юридическом статусе. Тридцать два журналиста находятся за решёткой в Китае — эта страна мировой лидер не только в политике, но и в репрессиях в отношении СМИ. Ещё с 1983 года отбывают срок журналисты Чен Ренжи и Лин Йоулинь, арестованные за распространение брошюр о демократии. За это преступление первый был приговорён к пожизненному заключению, а второй — к смертной казни с отсрочкой приговора. Вообще-то полицейские задержали троих, но третий журналист, Чен Билинь, был приговорён к смерти и казнён.

Без сомнения, обстановка в России на фоне происходящего в Африке и Китае кажется раем. Но не будем забывать, что в прошлогоднем рейтинге международной организации «Репортёры без границ» Россия заняла 138 место из 167 возможных. Недалеко от нас, на 152 месте, находится Белоруссия. В финальной десятке Вьетнам, Китай, Непал, Куба, Ливия, Бирма, Иран, Туркмения, Эритрея и, разумеется, Северная Корея. По мнению авторитетной международной организации, первая десятка стран, где пресса свободна, выглядит так: Дания, Финляндия, Исландия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Словакия заняла восьмое, а Чехия и Словения разделили девятое место.

Есть ли за что бороться журналистам в Иркутской области? Вопрос непростой. С одной стороны, сегодня у нас запретных тем нет. И ситуация вокруг планов строительства трубопровода на Байкале показала это наглядно: те из коллег и издателей, кто нашёл в себе силы и мужество, — высказались против, кто-то не рискнул, побоялся — и смолчал. Нашлись и те, кто гражданскую позицию променял на звон сребреников в кармане и возвысил голос «за». Что же, и на это журналисты имеют право, пусть осудит их тот, кто сам без греха. Свобода?

Не всё так безоблачно. Журналист шкурой чувствует стремление власти доминировать, владеть, гнать и не пущать, и то, что у кого-то просто не доходят руки, ещё не значит, что пришла пора почивать на лаврах. Противостояние между властью и средствами массовой информации было, есть и будет всегда. Оно так же естественно, как воздух, и, как воздух же, необходимо для существования полноценного общества. Хотя бы для того, чтобы пробивать стены молчания вокруг таких острых вопросов, как экология Байкала.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры