издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вещная тема

Лето ещё не наступило, а состоятельные иркутские модницы уже определились в предпочтениях на грядущий сезон и сформировали свои летние гардеробы, ведь весенне-летние коллекции поступили в магазины ещё в феврале. Причём поклонницы дорогих брендов утверждают, что чаще стали делать покупки в Иркутске. Это обстоятельство стимулирует появление в городе новых магазинов мировых фирм. В скором времени ожидается открытие бутиков Max Mara и Cortigiani.

В Иркутске действует около полутора десятков бутиков и магазинов брендовой одежды. Одни предлагают вещи нескольких марок, другие — отдельных брендов, третьи — наряды от местных модельеров. Эксперты отмечают, что рынок фирменной одежды ещё не сформирован. По свидетельству владельцев фирменных магазинов и их клиентов, стремительно он развивается последние два-три года.

Сезонный товарооборот одного небольшого магазина фирменной одежды составляет не менее 100 тыс. евро. Появляется тенденция открытия отдельных бутиков известных марок, как это принято во всём мире. Однако экспертные оценки данного рынка пока варьируются от «очень хорошей» до «удовлетворительной».

Азбука продаж

Сегодня в городе представлены три категории повседневной одежды pret-a-porte. Первая категория — низшая, с вещевых рынков или из недорогих магазинов-павильонов. Вторая категория вещей принадлежит классу «медиум» и предназначена для людей среднего социального класса. Данный тип одежды предлагает большинство брендовых бутиков Иркутска. Третья категория — одежда класса «люкс», или марки первой линии, которую приобретают клиенты с доходами выше среднего. С такими брендами в городе уже работают бутик «Барон и баронесса» (Valentino, Roma, Coasta Weber, Castelbaqac), магазин «Авана» (Marc Aurel и Ambienta).

Заказ одежды обычно происходит по вертикальной системе, то есть два раза в год. Директор магазина «Авана» Ольга Нециевская заказывает коллекции в Дюссельдорфе на выставке, а директор бутика «Барон и баронесса» Оксана Зацепа — в Милане. Выбор моделей происходит в show-room’e, или комнате для просмотра. После чего заказанные вещи поступают в магазин постепенно — в три-четыре поставки. За счёт того, что иркутские бутики торгуют в основном несколькими марками, обновления коллекций происходят часто: в «Аване», например, два раза в месяц при торговле одеждой порядка 50 брендов.

Пик продаж приходится на начало поставок коллекций: осенне-зимние начинают появляться в конце июля, а весенне-летние — в начале февраля. Бутик «Барон и баронесса» должен получить всего ещё один-два привоза одежды, потом поставки летней коллекции закончатся. Таким образом, женская половина клиентов, по словам директора «Аваны», уже сформировала свои гардеробы, однако мужская часть только начинает приобретать летние вещи.

БРЕнДОВЫЕ цены

Традиционно покупатель готов к тому, что 70% стоимости вещи взимается с клиента за имя марки. Например, сумка от Gucci заставит клиента расстаться как минимум с тысячей евро. Но стоимость брендовой одежды зависит и от других показателей. Главным образом, учитывается класс марки. Цена вещей категории «люкс», по словам директора магазина «Барон и баронесса», в среднем на 20% выше стоимости одежды «медиум» класса.

Не последнюю роль при определении ценовой политики марки играет страна-производитель. В иркутских бутиках торгуют в основном фирменной одеждой, сшитой на фабриках в Китае, Корее, Гонконге, Турции. Директор бутика «Marina Yachting» Марина Дёмшина комментирует: «Фабрики нашей марки находятся в Румынии, Китае, Болгарии. Таким образом, стоимость вещей снижается, а качество остаётся высоким». Частичное размещение заказов на производство в странах третьего мира характерно и для немецких марок: «Часть трикотажа делают в Тайване или Гонконге. Для этого немцы открывают там свои заводы, контролируют качество. Однако в этом случае цена вещей, произведённых в Европе и в Азии, не отличается. Прибыль, которую фирма получает за счёт экономии на дешёвой рабочей силе, вкладывается в развитие технологий по производству немнущегося хлопка, непромокающей натуральной шерсти».

Цена летней вещи в магазине «Барон и баронесса» варьируется от ста до тысячи евро. Более демократичные цены на вещи из летних коллекций в «Аване» (в среднем до 3 тыс. рублей) и бутике «Marina Yachting» (до 3,5 тыс.) Значительно увеличит стоимость одежды наличие на ней украшений. Так, женскую футболку со стразами от Swarovski в бутике «Paul&Shark» можно приобрести за три-пять тысяч рублей. Несложно при этом посчитать, в какую сумму обходится летнее обновление гардероба. Средний комплект женской летней одежды состоит, по словам Ольги Нециевской, как правило, из юбки, брюк, пиджака и пары-тройки трикотажных кофт и маек.

В зависимости от эксклюзивности определяется ценовая политика местных марок — собственные бутики открыли в Иркутске модельеры Светлана Бекарева, Вероника Самборская и Елена Берман. Бутик Светланы Бекаревой считается наиболее дорогим — цена наряда для летнего гардероба в нём колеблется от 5 до 25 тыс. рублей. Как рассказывает личный менеджер модельера Валентина Назмутдинова, сейчас покупателей из Москвы стало едва ли не больше, чем из Иркутска.

География гардероба

Телеведущая Марина Левада из иркутских магазинов выделяет «Mode-Studio». «Он отличается качеством одежды и стилем, который близок программе «Прообраз» и лично мне. Также бываю в «Подиуме» и торговых центрах «Фортуна-Плаза», «Вояж», «Фортуна-Гранд», — объясняет она. Для коммерческого директора модельного агентства «Академия красоты» Виктории Калашниковой выбор одежды не замыкается на определённом списке магазинов. «У меня нет любимых марок и магазинов. Я могу купить вещи и в Торговом центре «Иркутский», — говорит она.

Однако средний класс не всегда выбирает местные магазины. Начальник управления информационной политики Иркутска Ирина Леньшина рассказывает: «В Иркутске продаются просто хорошие, качественные вещи, как, например, в «Аване». Но, честно говоря, я стараюсь одеваться в Москве или за границей». Заниматься шопингом за рубежом предпочитает и генеральный директор «Академии красоты» Валентина Игнатьева: «Я покупаю все вещи в Европе, где бываю несколько раз в год. Но я всё равно бываю в бутиках нашего города, и меня радует, что в Иркутске можно модно и хорошо одеться».

В целом все эксперты признают огромный творческий потенциал иркутских дизайнеров. «Мне очень нравится одежда от Вероники Самборской. Её признают уже в Москве, Париже», — говорит Валентина Игнатьева. Эксперты отмечают также творчество модельеров Маргариты Агарковой, Натальи Любавиной.

Левая сторона бренда

Эксперты, опрошенные «Конкурентом», признают в некоторой степени существование контрафактной продукции в местных магазинах. «Я уверена, что в Иркутске есть поддельные вещи», — сказала Ирина Леньшина. Её мнение подтвердила директор бутика «Paul&Shark» Марина Дёмшина, которая сказала, что магазины с контрафактными изделиями ей известны. Однако масштабы продаж некачественной одежды в Иркутске, по мнению генерального директора «Аваны», невелики: «Иркутск — город маленький: здесь быстро распространяются слухи. Если обмануть потребителя, то через какое-то время весь город будет знать об этом. Продажа подделок здесь маловероятна».

Попробовать разоблачить поддельные вещи можно по формальным признакам. «Основное отличие оригинала от подделки — швы. Сделать контрафактную одежду на самом деле очень сложно, потому что её производство потребует дорогих материалов, технологий», — считает директор «Аваны» Ольга Нециевская. Все эксперты советуют обращать внимание на левую сторону вещи и вшитую этикетку. На ней должен быть указан состав ткани, перевод на языки стран, в которые экспортируется одежда, правила ухода, штрих-код, в данном случае, Иркутска. На самой вещи три-четыре раза ставится логотип фирмы (на кармане внутри, на замке, пуговицах, а также вышивается на лицевой стороне). Полиграфия ярлыка должна быть высококачественной. Такие бренды, как Armani, Ferre, Dolce&Gabana, в целях защиты от подделок начали выпускать каждый сезон новые этикетки. Ещё один способ избежать вещного обмана — приобретать одежду в давно существующих фирменных магазинах.

Подлинность вещи всем экспертам помогает определить интуиция. «Достаточно подержать вещь в руках, чтобы узнать её подлинность. Это приходит с опытом», — общее мнение экспертов. Директор «Paul&Shark» предлагает средство борьбы с контрафактными вещами: «Надо открывать хорошие брендовые магазины. Чем больше их, тем меньше ниша для подделок».

Не в деньгах стиль

В определении Иркутска как модной провинции эксперты расходятся. Кто-то делает акцент на том, что Иркутск — модный город и за счёт прямых поставок в местных магазинах можно найти вещи, которых нет даже в Москве. Некоторые — на том, что наш город всё-таки провинциальный и заметно отстаёт в развитии рынка брендовой продукции от Новосибирска, Красноярска. Тем не менее стремительное развитие очевидно. В скором времени у нас планируется открытие новых бутиков одежды класса «люкс» Max Mara, Cortigiani.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры