издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стоп-кадры. С 2007 года Приангарье начнёт терять трудовые ресурсы

  • Автор: ЕЛЕНА ДАВЫДОВА

Несмотря на то, что из соображений экономической целесообразности на Первомай работающие будут отдыхать всего один день, праздник весны и труда отметят по-обычному пышно - демонстрациями, флагами и лозунгами. Накануне "самого красного праздника" редакция "Конкурента" задалась вопросом: каков он, трудовой ресурс Иркутской области? Оказалось, что в 2005 году численность работающих уменьшилась почти на 5%. Уже в 2007 году регион может недосчитаться значительного числа работников - дадут знать о себе "демографическая яма" девяностых и старение кадров. Проблемой является и то, что большинству нанимателей нужны рабочие и технари, а безработные соискатели имеют диплом юриста или менеджера. Получить новую квалификацию или специальность соглашаются не более 20%.

Иркутскстат свидетельствует: в 2005 году в Иркутской области и УОБАО на крупных, средних и малых предприятиях работали 784294 человека, что на 4,9% меньше, чем в 2004 году. За минувший год занятых в обрабатывающих производствах стало меньше на 13,3%, в сфере добычи полезных ископаемых — на 11,9%, в сельском хозяйстве — на 8,8%, в финансовой деятельности — на 7,1%, в госуправлении и обязательном социальном страховании — на 6,1%, торговле — на 5,7%, здравоохранении — на 1,1%, образовании — на 0,8%.

На ближайшие годы прогноз учёных неутешителен. «Уже к 2007 году в Иркутской области ожидается серьёзное сокращение трудовых ресурсов: дают знать о себе «демографическая яма» девяностых годов, растущая смертность и изменение возрастного состава населения. К 2015 году в Приангарье будет более 100 тыс. пенсионеров, — говорит главный научный сотрудник лаборатории социальной географии Института географии СО РАН, доктор географических наук, профессор Корней Мисевич. — Эти тенденции характерны не только для Иркутской области, но и для всей России. Если они сохранятся, с 2015 года страна потеряет 11 млн. жителей, Сибирь и Дальний Восток — 2,2 млн.».

Корней Мисевич отметил, что у Приангарья практически нет возможности восполнить недостаток кадров за счёт жителей Украины, Белоруссии и Центральной Европы, как в советские времена. Сейчас эти территории сами ищут работников. Зато в страну активно мигрируют жители КНР. По данным профессора, каждый год в Россию въезжает порядка 890 тыс. китайцев, а выезжает только 30-34 тыс.

Декан факультета государственного и муниципального управления БГУЭП Лариса Соколова считает, что в Иркутской области пока нет недостатка в трудовых ресурсах, не хватает квалифицированной рабочей силы, особенно в строительстве и сельском хозяйстве. Поэтому на время сезонных работ и везём иностранных работников, говорит она. «Ещё одна причина трудовой миграции из ближнего и дальнего зарубежья — повышенные требования работодателей при низкой заработной плате, — пояснили в службе занятости Иркутской области. — В первом квартале 2006 года из более чем 30 тыс. вакансий 3,4 тыс. было занято иностранными рабочими».

Заработная плата на предприятиях Иркутской области и округа в феврале 2006 года составляла 10081 рубль, это на 21% больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Почти в два раза выше оплачивается труд работников, занятых финансовой деятельностью, — 21392 рубля; в организациях, осуществляющих государственное управление и обеспечивающих военную безопасность, получают в полтора раза больше — 15577 (на 55%); на предприятиях транспорта и связи — 13485 рублей (на 34%).

Средняя зарплата в регионе растёт в основном за счёт предприятий электроэнергетики и органов власти, считает Лариса Соколова. Первая отрасль отличается хорошим финансовым положением, вторая — тем, что повышение зар-платы на уровень инфляции там происходит автоматически каждый год. «Беспокоит то, что с 2000 года зарплата на производстве растёт быстрее, чем у бюджетников, которые сейчас получают жалование на 50% меньше производственников. Это чревато оттоком лучших кадров в производство», — отметила Лариса Соколова.

Самые низкие зарплаты — в рыболовстве и рыбоводстве — 3460 рублей, в сельском хозяйстве — 4163 рубля, гостиничном и ресторанном бизнесе — 5675 рублей, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг — 5873 рубля. «Низкий уровень зарплаты в таких производственных сферах, как сельское хозяйство и лёгкая промышленность, в 2006 году приводит к оттоку специалистов из этих отраслей в другие, которые не могут их принять, в итоге растёт безработица», — отметила Лариса Соколова.

По данным статистики, безработица в Иркутской области снижается. Общая численность безработных, рассчитанная по методике Международной организации труда, в Иркутской области, включая окргуг, в 2005 году составляла 131 тыс. человек, что на 8 тыс. меньше, чем в прошлом году. Общий уровень безработицы составил 10%. «Уменьшение количества работающих и безработицы связано с тем, что люди, не имеющие работу, начинают заниматься индивидуальным и личным трудом, не обращаясь в центры занятости», — считает Лариса Соколова.

В конце 2005 года на учёте в областном центре занятости населения стояло 33847 человек, в конце 2004 года — 32085 человек. На конец марта 2006 года — 37094 человека. Предприятия региона сообщили о 14 тыс. вакансий, на одну вакансию приходится три человека. Уровень зарегистрированной безработицы составляет 2,7%, что на 0,9% меньше, чем в СФО. Самый низкий уровень безработицы — всего 0,7% — в Иркутске. «Сейчас у нас на учёте стоят 2416 безработных, — говорит директор Центра занятости населения Иркутска (ЦЗН) Вера Татарникова. — Наибольшее количество безработных за последние 15 лет — 7657 человек — было в 1997 году, когда стояли заводы и фабрики, а научные институты не поддерживались государством». Затем уровень безработицы в городе начал постепенно снижаться, в 2000 году началась стабилизация: число безработных с того времени не превышало 2700 человек.

Обычно работу находит каждый второй обратившийся в центр. «Работодатели заявляют о различных вакансиях, но в 70% требуются квалифицированные рабочие: токари, слесари, сантехники, строители», — рассказывает начальник отдела содействия трудоустройству ЦЗН Ольга Ляпина. В то время как большая часть стоящих на учёте — люди с высшим образованием: инженеры, бухгалтеры, менеджеры и экономисты. Но поменять квалификацию или получить дополнительную специальность решаются не более 20% безработных. Получается, что к существующим проблемам в сфере трудовых ресурсов добавляется ещё одна — несоответствие возможностей потенциальных работников тому, чего ждут от них потенциальные наниматели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры