издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Людмила Стрижова

Об актрисе такой яркой индивидуальности и мощной энергетики, как Людмила Стрижова, мечтает любой театр, включая столичные. А повезло родному - Иркутскому областному театру юного зрителя имени А. Вампилова. Как же не родному, если именно на его сцене начала она свой творческий путь по окончании Иркутского же театрального училища, художественный руководитель которого, незабываемый Владимир Израилевич Симоновский, и руководитель курса (вплоть до своей трагически ранней кончины) замечательный актёр Виктор Борисович Мерецкий называли студентку Стрижову не иначе, как "наше достояние", уже тогда воспринимая её в качестве подлинного самородка. Искусная "огранка" со временем превратила этот самородок в настоящий бриллиант, чьё имя собственное отныне - народная артистка России Людмила Ивановна Стрижова.

Теперь это звание закреплено президентским указом, но вообще-то народной — не по внешности, по сути — её давно числили те из зрителей, кто был раз инавсегда покорён природной её органикой, искренностью дара и безоглядной затратой себя в ролях. А вдобавок — потрясён её феноменальным пением, самой манерой доносить песню до слушателя из глубины своего нутра, будто рвётся наружу страдающая и взыскующая добра и любви неприкаянная русская душа.

Не любитель выделяться и вообще как-либо, говоря модным слогом, позиционировать себя, актриса, едва выйдя к рампе, невольно фокусирует внимание зрительного зала на своём персонаже. Публика тотчас чувствует: перед ней Мастер. Техника актёрская — да, само собой, иначе ты просто ремесленник от сцены, но ещё и недюжинный дух ощущается, характер, некий мировоззренческий замес, который не вдруг поддаётся расшифровке. Одним словом — личность! Иркутск литературный прославили в стране Вампилов и Распутин, Иркутск театральный — прежде всего Венгер и Стрижова. Кстати, оба блистали исполнением ролей в спектаклях по произведениям знаменитых земляков: Калошин в «Провинциальных анекдотах» и «Вороньей роще», Анна в «Последнем сроке» и Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна Хороших в «Чулимске…»

На сцене актёр ретранслирует слово автора и замысел режиссёра, отходя, как правило, возможно дальше от собственного «я». И чем глубже он проникает в «шкуру персонажа», тем сложнее уловить собственное его человеческое нутро. Но вот сегодня случай выговориться без грима, отвечая на расспросы тех, кто воспринял как личный праздник присвоение Людмиле Стрижовой высокого звания. Правда, вопреки совету юмориста говорить о себе либо хорошо, либо ещё лучше, она и тут себя не щадит. Вспоминает мгновения не триумфа, а стыда. Не зря, выходит, сказано поэтом: «От сладости стыда исходит свет искусства». Итак, фрагменты её прямой речи, или, если угодно, импровизированного монолога.

(Подробнее о Людмиле Стрижовой — стр. 16)

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры