издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не лейте слёзы - пишите жалобу. По официальной информации, права каждого потребителя нарушаются несколько раз в год

Призвать к ответу виновников можно. Кроме общественных организаций, год назад начал работать отдел по защите прав потребителей в структуре территориального управления Роспотребнадзора. Какие вопросы решают его специалисты? Об этом мы попросили рассказать заместителя начальника отдела Людмилу ПЕЛЬМЕНЕВУ.

— В прошлом году к нам обратились 760 человек. Потребители жаловались на обман, низкое качество товаров и услуг, отсутствие информации об изготовителях. Больше всего жалоб на обувь, сложную бытовую технику, сотовые телефоны, ремонт электронных приборов, услуги жилищно-коммунального хозяйства.

В начале прошлого года многие обращались по вопросам льготного обеспечения лекарствами. Все потребители получили консультации и помощь.

40 процентов жалоб приходится на качество непродовольственных товаров, 37 — на продукты, 16 — на факты обмана и обсчёта. Чаще всего права потребителей нарушаются в торговле, сфере коммунальных и бытовых услуг. В прошлом году проведено 1548 проверок и выявлено 2459 административных правонарушений.

При проверках изъято из оборота, в %:

Консервы мясные 100

Консервы для детского

и диетпитания 100

Хлебобулочные изделия 100

Швейные и меховые изделия 100

Рыбная продукция 94,6

Сыры 92,9

Колбасные изделия 91,5

Цельномолочная продукция 91

Трикотажные изделия 90

Кондитерские изделия 86,7

Обувь 84

Игрушки 84

Масло животное 62,5

Сигареты, папиросы 52

Мебель 42

Ликёроводочные 41

Вина 34,6

Основные причины — несоблюдение продавцами условий хранения и сроков годности продуктов, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, легальность оборота товара. Много жалоб поступает на магазины «Эльдорадо», «Миллениум», а также на «Мебельспецсервис».

Почему, например, из года в год снимается с продажи рыбная продукция? Дело в том, что она закупается через нескольких посредников. Документы, характеризующие её качество и безопасность, информация о производителе или отсутствуют, или поддельные. Транспортная тара не сохраняется или без маркировки.

Кроме того, не соблюдаются условия хранения и реализации. Это ведёт к тому, что недобросовестные производители и продавцы выпускают и реализуют незаконно переработанную продукцию по документам сертифицированных предприятий. На потребительском рынке создаётся нездоровая конкуренция между теневыми производителями, себестоимость продукции у которых значительно ниже, и сертифицированными предприятиями-изготовителями. На рынок попадает фальсифицированный товар. Есть, например, факты, когда рыбу не коптят, а просто заливают специфической приправой с запахом дыма.

По-прежнему много нареканий вызывает и винно-водочная продукция. В 2005 году в восьми районах области проведено 153 проверки по продаже алкогольной продукции. Как правило, выявляется отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота, качество и безопасность.

Как я уже говорила, особенно много поступает к нам жалоб на обувь. При проверках обнаруживаются неприклеенные подошвы, деформация носков и задников, повреждение лицевого слоя материала изделия, осыпание красителей, неправильно закреплённые каблуки, кривые строчки, отклонение от оси симметрии. Что бы вам ни говорили продавцы, знайте: 90 процентов обуви, реализуемой в области, — китайского производства, а не итальянского и не московского, как указано на ценниках.

Большое внимание уделяется инспекторами по пресечению распространения на рынке поддельной аудиовизуальной продукции. В прошлом году её проверено 20,5 тысячи единиц, из оборота изъято 12,5 тысячи контрафактной продукции.

Немало жалоб поступает на сферу обслуживания. Основной претензией потребителей коммунальных услуг является несоблюдение жилконторами законодательства по оформлению договорных отношений, навязывание услуг и нарушение порядка начисления, отказ от выполнения обязательств. Обычно не делаются перерасчёты квартплаты, если долгое время не было горячей воды. В Иркутске сложно установить счётчик для воды, потому что коммунальным службам это невыгодно.

При предоставлении туристско-экскурсионных услуг, как правило, договоры тоже заключаются с нарушением законодательства. Турфирмы в одностороннем порядке изменяют условия тура. Зачастую ответственность за некачественное обслуживание возлагается на партнёров. В договорах иной раз оговаривается, что турфирма не несёт ответственность даже за организацию проживания в гостинице и питание. Вместо четырёхзвёздочных отелей людей могут поселить в гостиницу с двумя звёздами.

Недавно подписан приказ о создании консультативного совета по защите прав потребителей в Иркутской области. Кроме наших руководителей, в его состав вошли представители общественных организаций. Это позволит объединить усилия: не только проводить совместные мероприятия, но и анализировать эффективность применения законодательных актов, готовить предложения к законопроектам по вопросам регулирования рынка и защиты прав потребителей.

Если нарушили ваши права, обращайтесь по адресу: г. Иркутск, ул. К. Маркса, 8. Телефон 33-58-36. Аналогичные отделы есть в Бодайбо, Братске, Усть-Куте, Усть-Илимске, Тайшете, Зиме, Ангарске, Шелехове и Усолье-Сибирском.

Подготовила Людмила АРТЕМЬЕВА, пресс-служба Роспотребнадзора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры