Инвестиции во имя человека
Накануне референдума администрация Иркутской области презентовала своё видение перспектив развития объединённого региона. В документе под названием "Объединённая Иркутская область: перспективы роста" ключевое место отводится инвестиционным проектам крупных корпораций. О том, как вписывается крупный бизнес в далеко идущие планы иркутской власти, корреспондент "Восточно-Сибирской правды" Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ беседует с Маратом БАШИРОВЫМ, директором региональных проектов Института корпоративного развития Группы компаний РЕНОВА.
— Сегодня администрация Иркутской области большие надежды возлагает на частно-государственное партнёрство как на новую форму взаимодействия регионального сообщества и крупного бизнеса. Готовы ли корпорации сделать шаг навстречу региональной власти и предложить свои проекты в рамках концепции, озвученной недавно губернатором Александром Тишаниным?
— Думаю, бизнес может только приветствовать новый курс администрации Иркутской области. Уверен, что, сделав ставку на взаимовыгодное партнёрство с крупными корпорациями, как частными, так и государственными, губернатор Александр Тишанин не проиграет. Судите сами: только компаниями Группы РЕНОВА и её партнёрами в ходе реализации собственных инвестиционных проектов на территории области до 2010 года может быть создано более 2500 рабочих мест, из них более половины — в рамках освоения Ковыктинского и Верхнечонского месторождений. При этом мы считаем, что реализация этих инвестиционных проектов, в свою очередь, обеспечит работой до 10 тыс. человек в смежных областях.
При этом совокупные объёмы инвестиций Группы на территории Иркутской области до 2020 г. сопоставимы с объёмами вложений других финансово-промышленных групп, вместе взятых. До 2020 года РЕНОВА, по разным оценкам, планирует вложить в область примерно от 11 до 18 млрд. долл., это немало. Напомню, что другие компании предполагают инвестировать около 15 млрд. долл. Если вычесть из этой цифры инвестиции в трансрегиональный проект нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (3 млрд. долл.), то совокупный объём капиталовложений этих компаний составит около 12 млрд. долл. Согласитесь, что это цифры сопоставимые.
— Инвестиции инвестициями, но что от этих вложений в предприятия получит область?
— Во-первых, предприятия той же Группы РЕНОВА и её партнёров находятся в Саянске, Шелехове, а это и есть Иркутская область. И здесь инвестиции — это не только рост производительности и новые технологии, это, например, замена экологически небезопасных процессов на более современные, снижение объёмов вредных выбросов. Так что рассматривать инвестиции в производство в отрыве от качества жизни я бы не стал.
Во-вторых, инвестиции — это рост, и рост налогооблагаемой базы в том числе. Как инвестиции соотносятся с бюджетом, можно посмотреть на простом примере. Компания СУАЛ на модернизацию мощностей Иркутского алюминиевого завода затратит до 2007 года 485 млн. долл. Что это даст бюджету? По расчётам компании, после реализации программы модернизации консолидированный бюджет Иркутской области к 2008 году будет получать 14,7 млн. долл. ежегодно, к 2010 г. — 23,3 млн. долл., а к 2012 году — 35,5 млн. долл. Теперь представьте себе, что речь идёт не о полумиллионе долларов инвестиций, а о 18 миллиардах. По оценке, которая прозвучала из уст Виктора Вексельберга, только от реализации Ковыктинского проекта можно ожидать поступлений в региональный бюджет на уровне 1 млрд. долларов ежегодно. Для сравнения: чтобы сегодня достроить мост через Ангару в Иркутске, бюджеты всех уровней не могут изыскать каких-то 277 миллионов долл. Иркутская область сможет строить по три моста ежегодно, и ещё на выплату заработной платы бюджетникам будет кое-что оставаться.
— А можно ли исключить Ковыкту из планов развития Иркутской области? В конце концов, регион — практически последний из восточных регионов России, который ещё в советское время получил шанс комплексного развития; нигде более — ни в Бурятии, ни в Читинской области — не представлены столь широко все отрасли экономики. Можно ли развиваться дальше на имеющемся ресурсе?
— Безусловно, развитие возможно. Вопрос — какими темпами. Например, я уже говорил выше, что СУАЛ реализует программу модернизации ИркАЗа. Есть планы по строительству ещё одного алюминиевого завода, на принципиально новой технологии. Но существуют весьма узкие места, например, энергетика. Сегодня энергосистема Иркутской области профицитна, а завтра? Кроме СУАЛа, планы по расширению мощностей имеют и другие производители алюминия. По расчётам экспертов, с увеличением количества промышленных потребителей мощности существующих ГЭС, построенных ещё в советское время, будет недостаточно. И вот тут может быть использован газ Ковыктинского месторождения, что позволит экологически приемлемым способом увеличить мощности энергетического комплекса и снизить нагрузку на энергосиcтему со стороны самых энергоёмких производств цветной металлургии.
Давайте будем откровенны: сегодня освоение Ковыкты — самый инновационный, масштабный и долгосрочный проект Байкальского региона. Это стратегическая инициатива, которая даст мультипликативный экономический эффект. На базе его ресурсов возможно расширить и модернизировать существующий комплекс газохимии, создать новый вид отраслевой специализации в регионе, производство гелия. Это абсолютно новый этап в развитии химической отрасли, который затронет практически все химические предприятия области. Наконец, это экологически безопасная газовая электроэнергетика, которая даст возможность развивать цветную металлургию, не оглядываясь на пределы мощности существующих гидроэлектростанций. Не нужно забывать и о перспективах экспорта природного газа на рынки Юго-Восточной Азии.
Но, согласившись с вышеназванными утверждениями, необходимо признать и обратное: до освоения Ковыкты Иркутской области едва ли удастся добиться серьёзного рывка вперёд. Ковыкта — это мотор, который должен заставить работать экономику области по-новому. Если этот мотор будет включён через три-четыре года, то и прирост ВВП, и объёмы инвестиций, и улучшение качества жизни можно ожидать к 2010 году. Если проект запустить в эксплуатацию позже, то и эффекта от его реализации нужно ждать не ранее чем через десять-пятнадцать лет.
— И всё же вернёмся к человеку. Учитывают ли стратегические планы корпораций интересы рядовых граждан, или партнёрство бизнеса и власти — это только большая политика?
— Понимание того, что бизнес должен нести социальную ответственность, осознано крупными российскими компаниями довольно давно. Времена дикого капитализма, когда наниматель, пользуясь беспомощностью работника, диктовал ему свои условия, прошли. Например, на предприятиях Группы в Иркутской области занято свыше 16 тыс. человек. На всех этих предприятиях действуют коллективные договоры, гарантирующие права и социальную защиту работников. Заводские профсоюзы входят в состав общероссийских профсоюзных организаций и взаимодействуют со всеми отраслевыми профсоюзами на местном и региональном уровне.
Заработная плата на предприятиях Группы в среднем составляет 12 — 20 тыс. рублей, иногда это в два раза выше зарплаты в среднем по городу. При этом заработная плата растёт, опережая инфляционные процессы: в прошлом году, например, рост составил от 15% до 30%. Работникам предприятий гарантируется социальный пакет, в который входят 100-процентная оплата добровольного медицинского страхования, полная или частичная оплата путёвок в санатории и профилактории, премиальные по итогам работы за год и так далее. Показателем эффективности социальной политики, реализуемой на предприятиях и направленной на стабильное развитие предприятий, является увеличение производительности труда (в среднем на 5-7%) и низкий коэффициент текучести кадров.
Нам пора отходить от представлений: вот это интересы корпораций, вот это интересы населения, а вот это интересы административной власти. В современном обществе они переплетены, тесно связаны между собой. Например, большинство предприятий Группы РЕНОВА и её партнёров в Иркутской области являются ключевыми производственными активами региона, а в таких городах, как Саянск и Шелехов, являются градообразующими. В сотрудничестве с местным сообществом эти предприятия вносят значительный вклад в социальное и культурное развитие территорий. В конечном счёте и власть, и бизнес, и общество, получается, заинтересованы в том, чтобы конкретному человеку на территории Иркутской области жилось хорошо, чтобы у него была стабильная работа, достойная заработная плата и нормальные условия жизни. И к комплексному решению социальных вопросов мы можем прийти только через реализацию экономического роста: через открытие новых рабочих мест, через прирост поступлений в бюджеты всех уровней. Для того, чтобы человеку завтра жилось лучше, мы должны хорошо поработать сегодня.
— Каково отношение крупного бизнеса к идее укрупнения регионов?
— Уверен, это правильная стратегия. Сегодня в мире доминируют глобальные экономические модели, которые интегрируют в единый производственный комплекс предприятия, порой весьма удалённые друг от друга. И каждая административная граница — лишний барьер на пути инвестиций. Европа сегодня строит Европейский союз, а мы до сих пор тратим время и силы на урегулирование противоречий между субъектами федерации. Именно поэтому предприятия Группы РЕНОВА не только поддержали референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, но и активно включились в его подготовку.
Я с глубоким удовлетворением отмечаю, что в городах, где дислоцированы предприятия Группы, явка населения на избирательные участки была выше, чем в среднем по области: в Саянске — 75,6%, а в Шелехове — 76,3%. Это свидетельствует о том, что на территориях, где работает Группа, население уверенно смотрит в завтрашний день. Эта уверенность складывается из стабильной заработной платы, из чувства социальной защищённости, наличия возможности для личной самореализации. Всё это приводит к тому, что люди поддерживают инициативы как федерального центра, так и региональных властей.
За счёт чего мы достигаем взаимопонимания с населением? Во многом благодаря тщательно выстроенной внутренней социальной политике. В 2006 году предприятия Группы, помимо ИркАЗа, израсходуют на здоровье и охрану труда своих работников 67,219 млн. руб., на социальный пакет — 62,300 млн. руб., профинансируют объекты социального назначения на общую сумму 107,800 млн. руб. На цели социального партнёрства и благотворительности будет истрачено 20,360 млн. руб.
Ориентируясь на международные стандарты в сфере трудовых отношений, мы формируем на наших предприятиях высококвалифицированный, мотивированный и здоровый коллектив. И здесь остаётся всего лишь один шаг до социальной стабильности в семье, микрорайоне, городе. Уверен, что РЕНОВА в городах своей дислокации этот шаг уже сделала.