издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Водный кодекс остался без Байкала

12 апреля Государственная Дума решила вернуться к рассмотрению проекта Водного кодекса, который был принят 5 апреля и уже отправлен в Совет Федерации. Большинством голосов народные избранники исключили из документа статью, устанавливающую водоохранную зону Байкала в пределах 2-5 км. Таким образом, водоохранная зона, в которой строительство запрещено или должно идти под особым надзором, не определена. Теперь Байкал беззащитен, а путь трубе "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) открыт, говорят эксперты. Отклонить новую редакцию Водного кодекса может только Совет Федерации, президент или отменить Конституционный суд, но депутаты и экологи ставят эту вероятность под сомнение.

Принятый 5 апреля Водный кодекс и закон о введении его в действие через несколько дней должны были рассматриваться в Совете Федерации, но в минувшие выходные нижняя палата парламента решила поработать с ними дополнительно. «Ситуация беспрецедентная, — рассказывает депутат Государственной Думы Сергей Колесников. — Последний раз документы из Совета Федерации возвращались в Госдуму пять лет назад, когда в верхнюю палату парламента поступил Земельный кодекс, из которого исчезла одна страница». По его мнению, желание повторно рассмотреть Водный кодекс косвенно связано с визитом главы занимающейся строительством ВСТО компании «Транснефть» Семёна Вайнштока к президенту Путину.

12 апреля думцы уточнили некоторые моменты Водного кодекса и исключили из закона о введении его в действие статью 11, внесённую депутатами от Иркутской области Сергеем Колесниковым и Виталием Шубой. Они предлагали включить в водоохранную зону озера дельты рек, впадающих в Байкал, и определить, что зона проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру Байкал. По расчётам Колесникова и Шубы, зона располагалась бы в 2-5 км от Байкала. Строительство в водоохранной зоне запрещено или может идти под особым надзором. «Именно из-за неудобства этой статьи кодекс рассматривался повторно», — уверен депутат.

Новая редакция Водного кодекса и закон о введении его в действие были приняты большинством голосов. «Единая Россия» и ЛДПР проголосовали «за» практически всем составом. Один представитель ЛДПР даже заявил, что Байкал — не единственное уникальное озеро в мире, рассказал Колесников. Кстати, статья была одобрена Министерством природных ресурсов, правда, теперь там готовятся к кадровым перестановкам, отметил Колесников.

Исключение статьи по Байкалу из кодекса вызвало бурную реакцию депутатов от оппозиции. Представители КПРФ заявили, что закон был возвращён во второе чтение в интересах компании «Транснефть», собирающейся проложить трубопровод вблизи Байкала. После скандального заседания коммунисты устроили пресс-конференцию, где заявили о том, что продавливаемый «Единой Россией» проект Водного кодекса получил отрицательное заключение общественной экологической экспертизы. Реализация кодекса может оказать недопустимое воздействие на окружающую среду, считают коммунисты. «Этот беспрецедентный случай правового беспредела в стенах Госдумы — материал для прокурорского расследования», — цитируют СМИ заместителя председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Владимира Кашина.

Сенатор Валентин Межевич, который сейчас находится в Иркутске, к изменениям в Водном кодексе относится отрицательно. Но отметил, что решение коллегиального органа «мы должны уважать». «Первый раз документ изменяется под давлением одной компании, — заметил Колесников. — Решение парламентариев открыло путь трубе ВСТО. Компании, которые делают бизнес на продаже питьевой воды, могут ставить памятник «Транснефти», о планах по бутилированию байкальской воды можно забыть».

Представитель общественной организации «Байкальское движение» Владимир Наумов настроен более оптимистично: «Есть две стороны медали: труба будет построена — это плохо, но вместе с ней строится гражданское общество. Хотя, думаю, труба появится быстрее. Вопрос в том, пойдёт ли по ней нефть. Думаю, гражданское общество этого не допустит, и на участке возле Байкала придётся искать альтернативные пути транспортировки», — считает он.

Между тем отклонить Водный кодекс может Совет Федерации, президент. Кодекс можно также опротестовать в Конституционном суде. Как заявил 14 апреля на пресс-конференции в Иркутске Колесников, вечером в пятницу Водный кодекс должен поступить в Совет Федерации на «красном бланке», значит, рассмотреть его нужно будет ускоренными темпами. Сенатор Валентин Межевич отметил, что «дальнейшее развитие событий будет зависеть от мнения коллег в верхней палате». По закону, в Совете Федерации кодекс обсуждается две недели, потом он поступает в канцелярию президента, где будет также рассматриваться 14 дней. Если документ будет одобрен во всех инстанциях, он вступит в силу с начала 2007 года.

Колесников сомневается, что принятому Госдумой кодексу дадут задний ход. «Хотя, может, президент вмешается в эти процессы и на каком-то этапе внушит своим подчинённым, что Байкал — всё-таки объект природного наследия», — считает он. Депутаты-оппозиционеры намерены бороться и дальше: коммунисты предложили вернуть кодекс в первое чтение, направить его проект на госэкологическую экспертизу, а потом вынести на всенародное обсуждение. Колесников предложил обратиться в правительство с просьбой ускорить зонирование Байкала и подготовить аналогичную изъятой статье поправку в закон «О Байкале». «Есть устная договорённость, что она будет рассмотрена на весенней сессии. Но думаю, что поправку заблокируют», — считает депутат.

Он намерен присоединиться к судебному иску, который до конца апреля планируют подать иркутские общественные организации на компанию «Транснефть». Она в ходе проектирования и экологической экспертизы представила не «южный», а «северный» маршрут трубопровода, получивший одобрение общественной экспертизы.

КОММЕНТАРИЙ

Решение Госдумы РФ «Конкуренту» прокомментировали иркутские учёные

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ИРКУТСКОГОНАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН, АКАДЕМИК РАН МИХАИЛ КУЗЬМИН:

— Мы сейчас совершаем огромную ошибку, которая не в отдалённом будущем, а очень скоро приведёт к плачевным результатам. Опыт БЦБК известен всем, прошло совсем немного времени, а мы уже готовы совершить шаг, который принесёт неизмеримо больший вред. Ситуация с Водным кодексом беспрецедентна. Байкал приравнен к прочим водоёмам, размер которых более 2 тыс. кв. км. Понимают ли авторы этого безумия, что это 20% запасов пресной воды России? У этого источника должны быть особые охранные нормы. Сегодня на общем собрании научного центра мы приняли решение обратиться в Сибирское отделение с просьбой направить обращение Президенту РФ, в Совет Федерации о недопустимости строительства трубопровода рядом с Байкалом.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ИНСТИТУТА ЗЕМНОЙ КОРЫ СО РАН, АКАДЕМИК РАН ФЕЛИКС ЛЕТНИКОВ:

— Нас загоняют в угол. Официального мнения президента РФ мы не слышали, но то, что произошло с Водным кодексом, говорит однозначно: Владимир Путин не на нашей стороне. Мы говорим о том, что проект «Транснефти» важен в политическом плане. А Байкал не важен? В Европе и США люди уже забыли, что такое вода из-под крана, огромный резервуар чистой воды в этом свете — явный стратегический объект. Не нужно крупной аварии, достаточно самой небольшой — и Россия навсегда потеряет монопольное право на Байкал.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА ГЕОГРАФИИ СО РАН ЛЕОНИД КОРЫТНЫЙ:

— Безобразие. Другого слова для случившегося просто нет. Наш институт занимался разработкой проекта зонирования Байкала, это мы выступили с предложением о проведении границы охранной зоны по водоразделу, то есть не менее чем в 1,5 км от воды. Мы ведь не на пустом месте делали свои выводы. Проведены десятки исследований, составлены карты. И только на основании этой масштабной работы был сделан вывод: строить нефтепровод в 800 м от Байкала крайне опасно! Чтобы доказать обратное, нужен был только один визит Вайнштока к президенту. И всё разрушено. Я не думаю, что наше обращение к Совету Федерации что-то изменит. Можно, конечно, инициировать поправки по зонированию в Федеральный закон «Об охране озера Байкал», но скорее всего они тоже не пройдут.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры