Cергей Тен: Пришло время получать мба
Бизнес-образование в ближайшее время станет доступно всем, кто нуждается в новой для себя ступени развития и готов за это платить. Любой государственный вуз может запустить собственные программы бизнес-образования и после прохождения аккредитации и аттестации выдавать дипломы МБА государственного образца. Вопрос в том, будет ли МБА в этом случае бизнес-образованием мирового уровня или станет всего лишь аббревиатурой из трёх букв в традиционных учебных планах? Попытку понять специфику российского бизнес-образования мы предприняли в интервью с человеком, который его уже получил. Сергей Тен, генеральный директор акционерного общества "Труд", сын известного в Иркутской области предпринимателя и депутата Госдумы Юрия Тена, ответил на наши вопросы.
— Сергей Юрьевич, вы генеральный директор одного из крупных и успешных предприятий Иркутской области. Зачем вам ещё одно образование?
— Я убеждён, что учиться необходимо всегда. И свои знания надо всё время пополнять. Программа МБА оказалась именно тем, что нужно. Первая попытка получить дополнительное высшее образование была у меня в 2001 году. Я поступил на заочное отделение в институт имени Плеханова в Москве, на специализацию «Финансовый менеджмент». Проучившись там один год, я понял, что это не совсем то, что мне нужно. С программами там всё было нормально, но они были слишком академические: высшая математика, статистика и так далее. А я понимал, что мне нужны другие дополнительные знания, поскольку был уверен, что не буду ни экономистом, ни финансистом. Поэтому в весной 2004 года мы вместе с Юрием Бойко, руководителем дочернего предприятия «Труд-Байкал», поехали в Москву, в Академию народного хозяйства при Правительстве России, и поступили в Российскую бизнес-школу МБА. И это оказалось то, что нужно.
— Когда, в какой момент руководитель, владелец предприятия или чиновник должен понять, что пришло время получить МБА?
— Тонкость в том, что человек, имеющий обычное второе высшее образование, — это специалист, который обладает знаниями. А задача школ МБА научить человека быть стратегом, топ-менеджером, руководителем. Мы пока только к этому идём. Если человек работает не с людьми, а с какими-то техническими проектами и собирается развиваться именно в этом направлении, как говорится, вглубь, а не вширь, не чувствует в себе склонности к руководству людьми, — это типичный так называемый на Западе «синий воротничок». И таким людям МБА вряд ли нужен. Но если есть собственный бизнес, он растёт и развивается, то подобное образование необходимо. Как минимум это расширяет кругозор и раздвигает привычные рамки сознания.
— В чём, на ваш взгляд, прикладная особенность получения МБА в России?
— Бизнес-образование, на мой взгляд, определяет размер рынка, на котором человек будет работать. Можно закончить Лондонскую школу экономики, или Оксфорд, или Гарвард — такое образование открывает доступ везде, по сути, на весь мир. Ты сам для себя решил, что готов работать со всем миром. Если ты закончил московскую школу или получил МБА в Иркутске — то Россия перед тобой…
Есть и ещё несколько нюансов. Знания получить в России можно. В Гарварде, например, заочно-дистанционного образования нет. А у нас есть. И если я решусь вдруг туда уехать, я должен свой бизнес подготовить к тому, что меня здесь не будет два года, и за это время чтобы ничего не рассыпалось и не разрушилось. Ещё проблема — отсутствие устойчивых знаний языка у многих потенциальных студентов. И в этом случае российский диплом — лучший выход. Ну и стоимость обучения. Для многих это принципиальный вопрос.
— Двухгодичный курс в Гарварде стоит 75 тысяч долларов…
— А в Москве — 10 000. Есть разница. А ведь у нас умеют не хуже западных школ преподавать финансы, маркетинг, менеджмент. А если учесть, что в российской школе МБА человек учится на русском языке, да ещё и на российских примерах, у российских преподавателей, то это более эффективно, чем самому учиться в зарубежной школе на иностранном языке.
— Кто эти люди, которые получали вместе с вами бизнес-образование? Кто в России учится на программах МБА?
— Представители крупного и среднего бизнеса и менеджеры среднего звена, которых готовят как кадровый резерв. Очень много студентов представляли компании «Лукойл», «Истлайн», «Северсталь» и других флагманов российского бизнеса. В основном это москвичи, гораздо меньше людей со всей остальной России.
— Как вы считаете, реальный эффект от вашего образования уже есть?
— Те знания, которые я получал, сейчас с успехом применяю в работе. Например, нам много говорили о делегировании полномочий. Я пришёл к выводу, что мне систему управления группой компаний необходимо строить таким образом, чтобы часть полномочий делегировать нескольким топ-менеджерам. Второй момент — мы начали заниматься стратегией. Это была как раз тема моей дипломной работы: «Стратегия управления персоналом в условиях диверсифицированного холдинга».
— А «персонал» понимает, что с ним уже по науке работают?
— Конечно, в ЗАО «Труд» не только директор учится, но и сотрудники. В Москве сейчас три гендиректора дочерних предприятий «Труда» получают диплом бизнес-администрирования. И около 20 человек — в Иркутске.
— Это похоже на социализм: бесплатное образование по направлению предприятия…
— Да, как в Советском Союзе. Но иначе нельзя: руководитель не должен один развиваться. Тут вот какой важный момент: после получения образования бизнес-администрирования надо загружать людей такого рода деятельностью, чтобы они могли реализовать своё образование. Директору или, допустим, частному предпринимателю понятно, зачем он получает такое образование. А вот начальник подразделения или начальник отдела задумывается: а мне-то это зачем? Перед такими людьми всегда надо ставить более высокие планки. Они должны реализовываться.
— Сергей Юрьевич, вы тратите деньги на получение образования МБА для себя, для своих сотрудников… А в чём польза, можно ли посчитать прибыль от таких вложений?
— Экономическую эффективность от такого образования потрогать руками невозможно. Да и не всё измеряется в деньгах. Например, перед бизнесом может стоять задача — войти в определённый рынок. Бизнес эту задачу выполнил, на рынок вошёл, но финансовые показатели отрицательные. Поэтому должна быть система сбалансированных показателей, которая выявляет некую эффективность, учитывая и финансовую сторону, и работу с клиентами, и кадровый состав фирмы, и долю рынка. И я уверен: когда любой из наших директоров после обучения проработает год-два, мы, учитывая систему сбалансированных показателей, сможем оценить и сказать — да, это пошло на пользу делу.
Беседовала Анна ПОТАШОВА
Досье
Сергей Юрьевич Тен, 29 лет. Генеральный директор ЗАО «Труд», предприятия с 17-летней историей. ЗАО «Труд» — один из лидеров дорожно-строительной отрасли в стране. По итогам работ 2004 года в конкурсе Ассоциации подрядных организаций России (включающей более 2 тыс. членов) ЗАО «Труд» заняло первое место. На всероссийской выставке «Дороги России XXI века» компания вошла в число трёх лучших организаций по результатам 2005 года и была отмечена Федеральным дорожным агентством Дипломом I степени «За достижение высоких результатов и качество работ при строительстве дорог». На счету ЗАО «Труд» более 600 километров дорог, в том числе 400 км федерального значения. ЗАО «ТРУД» ведёт строительство автодороги Чита — Хабаровск с 1995 года.
***
«В России и Иркутской области, в частности, большая потребность в хорошо образованных управленческих кадрах; сейчас это чаще всего люди, получившие хорошее техническое образование, но подчас наивные и даже несведущие в азах бизнеса. Поэтому бизнес-образование в России будет развиваться быстро».
***
Бизнес-образование МБА (мастер бизнес-администрирования) — это программы, дающие возможность людям, имеющим высшее образование, получить углублённые знания в области управления бизнеса и делового администрирования. Главная их цель — обеспечить теоретическую и практическую подготовку в области менеджмента и подготовить руководителей высшего звена.