Цена вопроса. Чтобы достроить мост через Ангару, нужно более 4 миллиардов рублей
На полное окончание строительства мостового перехода через Ангару необходимо 4,4 млрд. руб. Чтобы задействовать одно направление в 2007 году, потребуется без малого 2 млрд. руб., или по миллиарду в год. Однако серьёзного увеличения в финансовом обеспечении стройки не просматривается. На нынешний год предусмотрено всего 474 млн. руб. За первый квартал по мосту и путепроводу выполнено работ на 86 миллионов, а оплачено 42,5 млн. руб.
— Того, что нам запланировали на 2006 год (100 млн. руб. из федерального и 374 млн. руб. из областного бюджетов), недостаточно, чтобы обеспечить сдачу первой очереди в 2007 году, — говорят руководители дирекции по строительству мостового перехода. — Пришлось вновь просить мостостроителей включить в свои планы выполнение работ с учётом дополнительного финансирования в объёме 200 млн. руб., которые мы с областной администрацией должны обеспечить в течение года.
Этот вопрос обсуждался в конце марта руководством дирекции с проектировщиками и подрядчиками на расширенном техническом совещании по выполнению работ в 2006 году. Консорциуму мостостроителей было предложено поработать в долг, как это случалось в 2004-2005 гг. С этим предложением согласились все участники совещания (а куда денешься?) и подписали протокол, который утверждён заместителем главы администрации области Сергеем Кыштымовым.
— После выхода распоряжения областной администрации о разделении стройки на два пусковых комплекса в наших планах одинаковую важность наряду с мостом по верховому направлению приобрели и подходы с необходимыми развязками, — говорит руководитель дирекции Юрий Шеин.
Необходимость выполнения работ по подходам потребовала распределения и без того скудных средств на множество направлений. К примеру, 59 млн. руб. заложено на путепровод через ул. Верхняя Набережная, 50 млн. руб. — на левобережные подходы, столько же на выкуп земельных участков у попавших под переселение граждан на правом берегу, 20 млн. руб. — на археологические и столько же на проектные работы… И только 270 млн. руб. остаётся непосредственно на строительство моста.
— Этих средств на мост явно недостаточно, — говорит главный инженер дирекции Сергей Козынкин. — На них планируем завершить в апреле бетонирование четвёртой «птички» (пролётного строения) на опоре N9 по низовой стороне, в мае развернуть работы по сооружению ещё двух «птичек» на опорах N10 и N12 по верховой стороне, закончить все работы на последней из оставшихся опор — N11, соорудить по одному надопорному блоку на опорах N12 и N 11 и забетонировать один из оставшихся двух пролётов пойменной левобережной эстакады.
Дополнительные средства в сумме 200 млн. руб. необходимы для устройства километрового мостового полотна на готовых пойменных пролётах верхового направления, завершение работы по «птичкам» на опорах N10 и N12, выполнение работ по неуравновешенной части моста в пролёте 13-12 и сооружение второго надопорного блока на опоре N12, бетонирование последнего пойменного пролёта и завершение нулевой опоры на левобережной эстакаде.
По планам мостостроителей, нынче иркутяне и гости города станут свидетелями рождения на строящемся мосту ещё двух «птичек», а к осени 2007-го будет забетонировано последнее пролётное строение на опоре N11, сделаны узлы замыкания и проезжая часть моста на русловых пролётах по верховому направлению. Словом, можно будет вести речь о завершении строительства первой очереди моста.
Но если с объёмами и фронтом работ по мосту особых проблем не возникает, то с подходами — куча вопросов и неясностей. Сергей Козынкин на этот счёт выразился так: «У нас есть работы по подходам, которые нужно выполнить, но не можем в силу различных причин организационного и юридического характера».
Причин этих не перечесть. По левому берегу строителей тормозят археологи, которых, в свою очередь, держат жильцы домов, оставшихся не переселёнными из створа мостового перехода. Сданный 15 месяцев назад в м/р Первомайском 52-квартирный дом так и стоит незаселённым. Почему? Говорят, после вступления в силу нового Жилищного кодекса исследуются юридические обоснования для предоставления квартир. К тому же до сих пор по левобережным подходам не проведены тендерные торги. Срок их проведения был объявлен дирекцией на 20 января, затем перенесён на 20 марта, затем, в связи с образованием Агентства Иркутской области по размещению госзаказа, был отменён без назначения нового. Хотя претендентов на участие в конкурсе и сейчас хоть отбавляй.
Запланированные на левобережные подходы 50 млн. руб. пойдут на устройство объездной дороги, перекладку инженерных сетей, строительство железобетонных труб и реконструкцию улицы Береговой, которая идёт параллельно Старокузьмихинской.
Не менее запутанная ситуация и на правом берегу. Три месяца назад выигравший в декабре прошлого года тендер МО-125 приступил к строительству путепровода через ул. Верхняя Набережная. Сделали буровые сваи (36 штук) для двух опор и один из ростверков и притормозили с буровыми работами, так как на месте остальных двух стоит полдесятка жилых домов. Когда они будут отселены, одному Богу известно.
В результате фронт работ по путепроводу ограничился лишь сооружением ростверков и стоек первых двух опор. А ведь это серьёзный объект правобережной развязки. Трёхпролётное, длиной 83 метра, шестиполосное сооружение наскоком не возьмёшь. Размещается оно на кривой радиусом 400 метров с косым расположением пролётных строений и опор. Конструкция сложная, со стоечными опорами на 64 буровых сваях-столбах глубиной до 10 и диаметром 1, 5 м. На сооружение его потребуется 4,5 тыс. куб. м монолитной железобетонной кладки и минимум полтора года работы.
Так что организационные и юридические нюансы должны решаться на уровне области и города, притом в кратчайшие сроки. В то же время и без дополнительного лимита в 200 млн. руб. из федерального бюджета не обойтись, если надеемся поехать по новому мосту в 2007 году. Несколько обнадёживает обещание президента Владимира Путина, который на встрече с руководителями Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обещал поддержку в строительстве мостового перехода через Ангару и объездной дороги вокруг Иркутска.