Игорь АНТОНОВ: "Калининград, Санкт-Петербург, Москва и далее везде..."
Создав крупнейшую в стране частную региональную сеть, Росбанк заметно диверсифицировал свой бизнес. О том, как росла сеть банка, какой она будет в дальнейшем, о взаимоотношениях с региональными властями рассказал заместитель председателя Правления Игорь Антонов.
— В течение короткого времени Росбанк стал обладателем крупнейшей частной сети отделений по всей стране и в то же время остался в числе наиболее эффективных банков. Как это удалось?
— Когда стратегия, направленная в основном на работу с корпоративным бизнесом, исчерпала себя, акционеры и менеджмент банка решили, что Росбанк должен «идти в народ», то есть превратиться в классический универсальный банк с большой розничной составляющей. Таким образом, решение о приобретении банков группы ОВК было принято весьма своевременно.
Далее был грамотно налажен процесс построения региональной сети. Титаническая по объёму работа проходила в два этапа: сначала — перерегистрация подразделений сети, затем — перевод бизнеса ОВК во вновь открытые филиалы и отделения Росбанка. Плюс решение важнейшей технологической проблемы: объединение двух информационно-технических платформ, необходимых для поддержания продаж как розничного, так и корпоративного продуктового ряда. Вот и ответ, почему мы остались в лидерах продаж и, соответственно, в лидерах по эффективности бизнеса. И, конечно, главное — это люди. Без подготовленных специалистов Росбанка и перешедших сотрудников ОВК справиться с поставленной задачей в такие короткие сроки нам бы не удалось.
— В обновлённом Росбанке ритейл превалирует. На какие розничные продукты делается сегодня акцент?
— В развитии розничного бизнеса мы идём от потребностей клиента, которому нужны средства для покупок. Сегодня сложилась уникальная ситуация: с одной стороны, люди готовы брать в кредит, а с другой стороны, общая стабилизация нашей экономики и рост благосостояния граждан позволяет им своевременно расплачиваться по взятому кредиту. Учитывая все эти факторы, мы активно продолжаем разрабатывать новые банковские продукты для населения и за счёт этого остаёмся лидерами на рынке розничного банковского кредитования.
Для той части населения, которая обладает избыточными денежными ресурсами, мы разработали продуктовую линейку, которая позволяет им эффективно разместить личные средства в Росбанке. Вкладчики могут либо воспользоваться классическими депозитными продуктами, либо отдать свои средства в управление.
— Соответствует ли унифицированный продуктовый ряд потребностям клиентов из разных регионов страны?
— Страна у нас действительно огромная, и региональных особенностей хватает. Специфика заключается в том, что в одном регионе уровень процентных ставок может быть выше, а в другом — ниже. Это зависит от различных факторов: насколько экономически развит регион, высока ли активность банков-конкурентов, в какой степени население дотируется местными властями и т.д. Что касается конкретных продуктов, то серьёзные различия имеются только по программам автокредитования.
Так, во Владивостоке, Хабаровске и других городах Дальнего Востока преобладает импорт подержанных автомобилей из Японии. Когда мы разрабатывали программы автокредитования, то, естественно, ориентировали его на рынок первичных продаж, но потом сделали корректировку. По остальным же продуктам вносить коррективы не пришлось.
— Как складываются взаимоотношения с местными администрациями?
— Росбанк всегда активно взаимодействовал и сотрудничал с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований. У нас большой опыт подобной работы. Как правило, взаимодействие начинается с соглашения о сотрудничестве. Это некая стандартная форма подтверждения наших намерений и готовности к совместной деятельности, в которой мы формулируем свои права и обязанности. Мы, на-пример, готовы предоставлять (и предоставляем) прямые кредиты бюджетам различных уровней, то есть готовы брать на себя обязательства по финансированию органов местной власти в тех пределах, которые им позволяет Бюджетный кодекс.
Кроме того, мы оказываем содействие региональным властям и в инвестиционном процессе. Сейчас на рынке большим спросом пользуются облигационные займы (и займы субъектов РФ, и муниципальные займы).
Третья форма работы, которую мы практикуем в регионах, — это работа с муниципальными предприятиями: предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, энергетического комплекса местной энергетики и др. Продуктовый ряд варьируется от предоставления кредитов муниципальным пред-приятиям до ведения счетов по выплате заработной платы, например, через карточки. Одним словом, в работе с субъектами РФ мы затрагиваем весь спектр банковских возможностей. Не сочтите за хвастовство, но и здесь Росбанк является одним из лидеров — в постоянном контакте с нами находятся порядка 30 субъектов РФ.
— Каковы перспективы развития региональной сети в будущем?
— Первую глобальную для нас задачу — создать сеть и приумножить бизнес — мы решили. Сейчас главное — правильно организовать работу этой сети.
Глобального расширения сети Росбанк пока не планирует. Есть планы по точечным открытиям. За последние месяцы мы открыли новые филиалы в Пскове, Якутске, Кургане. В перспективе — открытие филиалов в Башкирии, Татар-стане и некоторых других регионах страны.
— По словам председателя Правления Александра Попова, ОВК и Росбанк — это «принципиально разные структуры по своей философии и технологиям». Как вам удавалось решать философские и технологические проблемы?
— Самым сложным моментом при объединении банков ОВК и Росбанка явилась необходимость перестройки наших менталитетов. Столкнулись два подхода ведения по сути одного и того же бизнеса, но с разной аудиторией (клиентурой). Представьте себе: встретились, с одной стороны, — сотрудник ателье с эксклюзивным подходом к клиенту, а с другой — грамотный продавец ширпотреба, задача которого обеспечить товарами как можно больше желающих. Так вот, нам предстояло соединить в одном банке два абсолютно разных менталитета, две технологии работы.
Я хочу подчеркнуть, что изменения претерпели обе стороны, процесс адаптации был взаимным. Нам удалось найти золотую середину и соединить два совершенно разных коллектива. Мы стали универсальным банком, который может обслуживать и крупную корпоративную клиентуру, и малый бизнес, и население. Думаю, что это самая высокая вершина, которой нам удалось достичь.
— Участвует ли Росбанк в реализации государственных программ, которые так бурно обсуждаются сейчас в обществе?
— Мы стараемся вносить свой вклад в решение государственных задач, независимо от того, объявлены они национальными проектами или нет. Возьмём, к примеру, национальный проект «Доступное жильё». Программа ипотечного кредитования Росбанка абсолютно адекватна потребностям страны, и население легко может ею воспользоваться. Более того, мы готовы идти на определённую модификацию наших ипотечных программ с тем, чтобы они больше соответствовали тем или иным региональным программам субъектов РФ, направленным на поддержание молодых семей, на стимулирование переезда специалистов в сельскую местность. Сейчас мы ведём по этому поводу переговоры с некоторыми субъектами РФ.
Уникальная роль банков, на мой взгляд, заключается в том, что они являются здоровыми проводниками денежных средств. Их главный инструмент — кредит, а основные признаки кредита, как известно, — срочность, платность и возвратность. Мы выдаём деньги не на условиях дотаций или на невозвратной основе, а на чёткие сроки и под определённые проценты. Это обязывает заёмщика позаботиться о том, чтобы у него были средства для возврата долга. Таким образом, мы поддерживаем финансовую дисциплину и вынуждаем население быть экономически активным. В этом плане банки очень гармонично вписываются во все национальные проекты.