Укрупнение региона: козырь в конкурентной борьбе
В последнее время Иркутская область стала самой популярной площадкой для обсуждения будущего Сибири. В конце марта - начале апреля у нас побывали заместитель руководителя администрации Президента России Владислав Сурков, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, губернаторы ряда сибирских и дальневосточных регионов, представители Института региональной политики (г. Москва), депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, специалисты федеральных министерств и ведомств, известные учёные, бизнесмены. Столь серьёзный интерес к Иркутской области вполне закономерен: сейчас регион громко заявил о своём намерении стать ведущим игроком на экономической арене востока страны.
«Исследование, которое провёл Институт региональной политики, показывает, что если на то будет политическая воля и гражданская позиция, через несколько лет Иркутская область превратится в огромную строительную площадку» — так охарактеризовал стартовые возможности нашего региона Андрей Шмаров, один из виднейших российских независимых экономических аналитиков, заместитель главного редактора «Коммерсанта» и «Эксперта».
В ближайшую пятилетку в Иркутскую область поступят 18 — 25 миллиардов долларов капвложений. По словам Андрея Шмарова, регион получит толчок, сопоставимый с тем, который произошёл в 50 — 80 годы прошлого века — во время первой индустриализации этой территории. Тогда на карте страны появилось множество новых городов, построенных вместе с гигантскими предприятиями, — Братск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Саянск, Ангарск, Шелехов, появились десятки крупных бамовских посёлков.
Какие проекты возглавят вторую индустриализацию? В отличие от ранее предлагавшихся программ, сводившихся в общем-то к одному — элементарной перекачке нефти, газа, добыче золота, — теперь решено комплексно развивать экономику региона. И проекты по строительству новых предприятий, увеличению мощности старых вполне сопоставимы с «сырьевыми» проектами. Вот лишь некоторые цифры.
Компания «РУСАЛ» намерена в 2006 — 2009 годах построить новый Тайшетский алюминиевый завод мощностью 600 тыс. тонн в год, за период 2006 — 2016 годы увеличить мощность БрАЗа на 175 тыс. тонн. Объём инвестиций составит около 2 млрд. долларов США. «СУАЛ-Холдинг» также планирует построить новый алюминиевый завод мощностью 500 тыс. тонн и расширить производство ИркАЗа на 166 тыс. тонн, вложив в эти проекты 1,2 млрд. долларов. При этом число новых рабочих мест составит более 2, 6 тыс., а дополнительные поступления в бюджет — 140 млн. долларов в год.
Компания «Илим Палп» планирует строительство нового целлюлозного завода, на что предусмотрены инвестиции в размере 250 — 500 млн. долларов. Кроме того, предполагается заложить новый металлургический комбинат, этот проект «тянет» на 2 млрд. долларов.
За счёт появления новых предприятий уже в 2009 году Иркутская область перестанет быть регионом с избыточным производством электроэнергии. По этой причине ОАО «Иркутскэнерго» планирует увеличить загрузку существующих электрогенерирующих мощностей и строительство новых. В течение 2007 — 2010 годов будут расширены мощности действующих ТЭЦ, что потребует 2 млрд. долларов инвестиций и создания полутора тысяч новых рабочих мест. Кроме того, прорабатывается вопрос о строительстве двух новых ТЭЦ: в 2007 — 2010 и 2010 — 2015 годах. Объём инвестиций в эти проекты — 3 млрд. долларов США, количество новых рабочих мест — 2,2 тыс. При этом энергетики отмечают, что новые ТЭЦ будут проектироваться с учётом работы на угле, добываемом в Иркутской области, и на газе Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Таким образом, появятся новые рабочие места в двух смежных отраслях.
Создаваемый в Иркутской области нефтегазовый комплекс предполагает инвестиции в течение 2006 — 2009 годов в размере 6 млрд. долларов. При этом на этапе строительства нефте- и газопроводов, объектов инфраструктуры отрасли потребуется более 11 тысяч работников, а на этапе эксплуатации новых объектов — 3,2 тысячи.
По словам сотрудника Института региональной политики Булата Столярова, 18 млрд. долларов США инвестиционных ресурсов, которые поступят в экономику Иркутской области в ближайшие пять лет, дадут прирост валового регионального продукта в размере 27 млрд. долларов. Налоговые поступления в региональную казну только от новых проектов составят 1 млрд. долларов, а это значит, бюджет Иркутской области возрастёт вдвое.
«Очень многое в развитии Иркутской области зависит от президентского указа по созданию единого субъекта федерации в результате объединения области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, — считает Булат Столяров. — Так поступили красноярцы, которые подготовили в связи с объединением своего региона гиперинвестиционную программу и провели её через указ президента».
Амбиции Иркутской области уже вызывают некоторое напряжение в соседних регионах. Так, во время недавнего визита в Иркутск губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который очень оптимистично отзывался о перспективах Иркутской области, сказал интересную вещь: «Сейчас ведётся речь о создании железнодорожных, авиационных хабов, и все регионы стараются на себя перетянуть эти проекты. Но если железнодорожный хаб более перспективно создавать в Новосибирске, например, а авиационный — в Красноярске, то не нужно создавать где-то второй, пользуясь неэкономическими методами». Тревога красноярцев вполне понятна: они, укрупнив регион, практически почивали на лаврах и были уверены в том, что станут опорным регионом по развитию востока страны. Однако внезапно тихий и неамбициозный доселе Иркутск заявил о своих планах развития. Реализуется практически такая же схема, как и в Красноярске: укрупнение региона через референдум, разработка программы развития объединённого субъекта федерации, получение федерального финансирования по инфраструктурным проектам. А если учесть тот факт, что в Иркутской области расположены, например, самое большое в Евразии месторождение рудного золота Сухой Лог и крупнейшее газоконденсатное месторождение Восточной Сибири — Ковыкта, тревога красноярских коллег вполне понятна.
«Иркутскую карту» пытаются разыгрывать и некоторые политические круги в Улан-Удэ, которые полагают, что Республика Бурятия получила бы серьёзный импульс к развитию, объединив все бурятские земли, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа. Однако очевидно, что пока эта идея несостоятельна, ведь таких ресурсов, как в Иркутской области, в Республике Бурятия нет.
По сути, сейчас разгорается конкурентная борьба между регионами за лидерство. Тот, кто станет лидером, получит максимальный объём инвестиций от федерального центра на развитие инфраструктурных проектов — строительство крупного авиационного узла, дорог, обустройство территорий. А вслед за государственными финансами в регион придут инвестиции крупных российских финансово-промышленных групп. И к уже существующим проектам по строительству новых заводов, комбинатов, тепловых электростанций и так далее могут присоединиться новые. Очевидно, что потребуются современные домостроительные комбинаты, предприятия по производству стройматериалов, инновационные производства.
Однако и те регионы, которые окажутся на вторых-третьих ролях, также нельзя назвать проигравшими. Они в свою очередь будут интегрированы в развитие регионов-лидеров. Но это уже во вторую-третью очередь. И здесь очевидно, что сильный регион будет заходить в слабые со своими бизнесом, интеллектуальной элитой и технологиями. А это означает, что качество создаваемых при этом рабочих мест, уровень оплаты труда, доходы в бюджеты всех уровней будут гораздо более высокими, чем сегодня.